Accessibility links

Тайна за семью печатями


Представители Народного защитника Грузии говорят о "запущенности системы"
Представители Народного защитника Грузии говорят о "запущенности системы"
Сегодня завершился 10-дневный срок, в течение которого президент страны должен был утвердить группу по расследованию фактов преступлений в пенитенциарной системе. Однако ее состав до этого момента остается неизвестным. Вместе с тем заключенные в своих заявлениях называют конкретные имена сотрудников тюрем, применявших насилие. Как говорят правозащитники, реакции на эти жалобы по-прежнему нет. Сегодняшнее самоубийство в тюремном лечебном учреждении №18 снова дало повод поставить вопрос о наличии серьезных проблем в системе исполнения наказаний.

Этим утром заключенного обнаружили повешенным в туалете тюремной лечебницы.

Глава департамента мониторинга и предотвращения пыток при аппарате Народного защитника Натия Имнадзе заявила, что это пример "запущенности системы", тем более что это не первый случай самоубийства:

"Видимо, это учреждение не обеспечивает должный контроль над заключенными, состояние которых неустойчиво. Мы давно рекомендуем, чтобы заключенных с психическими проблемами не было в пенитенциарной системе. К сожалению, для этого понадобится много времени, система слишком запущена".

По словам Имнадзе, в течение последних дней аппарат омбудсмена получил огромное количество заявлений от заключенных, отбывающих наказание в разных учреждениях страны. В них узники указывают имена конкретных сотрудников, которые применяли к ним физическое или сексуальное насилие.

В большинстве случаев описываемые в заявлениях события относятся к периоду до середины сентября. Но несколько эпизодов имели место уже в течение последних недель.

Бывший Народный защитник Георгий Тугуши, назначенный министром по исполнению наказаний, еще 25 сентября выступил с инициативой создания группы по расследованию фактов бесчеловечного обращения с заключенными в грузинских тюрьмах. Сегодня президент должен был представить персональный состав комиссии, однако этого не произошло.

Глава НПО "42 статья Конституции" Нази Джанезашвили не очень понимает, почему. Однако она указывает, что новый министр встретился с правозащитниками всего один раз:

"Мы думали, что эта встреча была связана с созданием следственной группы. Но оказалось, это была встреча по созданию комиссии по мониторингу. По этому поводу мы даже задали министру вопрос. Он в общих фразах сказал, что создание группы все еще на повестке дня, а с нами свяжутся позже, хотя сроки не были названы. Министр и позже не связывался с нами. Надеюсь, что после выборов эта тема вновь станет актуальной".

Глава Центра по правам человека Уча Нануашвили публично высказал желание стать членом следственной группы, но не дождался никакого ответа из министерства:

"В тюрьмах относительное спокойствие. Просто никто не знает, что может произойти. Во многих учреждениях по-прежнему работают люди, которые в течение лет были известны своей жестокостью. С ними не ведутся следственные мероприятия. Заключенные не могут избавиться от страха, что все может повториться".

Нануашвили также говорит, что отправленные юристами его организации в прокуратуру заявления заключенных остались без ответа. Правозащитник предполагает, что выборы могли помешать надзорному ведомству оперативно отреагировать на жалобы. Но в обозримой перспективе уголовные дела все же будут возбуждены.

Вместе с тем представитель омбудсмена Натия Имнадзе выразила надежду, что расследование дел о насилии в пенитенциарной системе возьмет на себя не Генеральная прокуратура, а иное ведомство:

"Наверное, следственная комиссия. Генеральной прокуратуре на это не хватит ресурса. Да и мало кто доверяет этому ведомству. В течение многих лет им было известно об этих фактах – они возбуждали уголовные дела, а дальше неизвестно, что с ними происходило".

В Министерстве по исполнению наказаний сообщили пока лишь, что следственная группа на первое заседание соберется в понедельник. Однако кем она будет укомплектована – так и остается тайной за семью печатями.
XS
SM
MD
LG