Accessibility links

Не готовы ни к войне, ни к миру


Одна из последних встреч президентов Азербайджана и Армении. Сочи, 23 января 2012
Одна из последних встреч президентов Азербайджана и Армении. Сочи, 23 января 2012
ВАШИНГТОН---Не исключено, что уже в скором времени нагорно-карабахский переговорный процесс, поставленный под удар скандальным «делом Рамиля Сафарова», возобновится. По информации, озвученной азербайджанскими СМИ со ссылкой на дипломатические источники, встреча глав МИД двух кавказских республик должна пройти в Париже при посредничестве министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса и Минской группы ОБСЕ. Означает ли это преодоление кризиса мирного урегулирования? И каких результатов следует ждать от парижских переговоров?

Про коллапс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта пишут и говорят всякий раз, когда стороны обмениваются жесткой риторикой или очередная встреча глав государств не приносит ощутимых результатов. Между тем экспертам уже давно пора бы заметить определенную закономерность. Ее можно даже описать при помощи такой метафоры, как движение маятника. Как только переговорный процесс набирает обороты и даже появляются какие-то минимальные результаты (как это было после трехсторонних встреч в Сочи и в Астрахани), следует очередной всплеск жестких заявлений или провокаций на линии соприкосновения конфликтующих сторон. И, напротив, как только провокации или риторические приемы зашкаливают, начинается обратное движение. Секрет подобного маятникового механизма прост. С одной стороны, Ереван и Баку не готовы к достижению компромиссного соглашения. Слишком элиты двух стран зависимы от «патриотической» легитимации собственной власти, чтобы от нее отказаться ради призрачной Нобелевской премии или долгосрочного мира. С другой стороны, к новой войне не готовы ни Армения, ни Азербайджан. Ведь в потенциальном противостоянии помимо оружия нужно доминирование в информационной сфере и как минимум нейтральная реакция мирового сообщества. Ни того ни другого в ближайшей перспективе стороны конфликта обеспечить не могут. К слову сказать, Еревану новые победы и ни к чему, он вполне доволен сложившимся положением дел. У Баку же ресурсов для блицкрига, подобного операции хорватских войск в 1995 году против непризнанной Сербской Республики Краина, нет. Следовательно, мириться нет желания, а одержать полную победу над противником нет возможности. Налицо, таким образом, несовпадение желаний и возможностей. Конечно, нельзя исключать иррационального выбора, когда вопрос войны и мира будет решаться не сознательными действиями в высоких чиновничьих кабинетах, а логикой рядового и младшего офицерского состава на линии соприкосновения. Но в любом случае руководство двух стран хотело бы не отпускать развитие событий на самотек.

Отсюда и постоянные маятниковые колебания между мирными переговорами и игрой мускулами. «Дело Сафарова» стало, пожалуй, одной из самых мощных мускульных игр последних лет. И, наверное, если бы в переговорный процесс были бы вовлечены только Баку и Ереван, миротворческие действия были бы заморожены на более долгий срок. Но внимание к разрешению конфликта проявляют и другие стороны. В последнее время возрос французский интерес к посредничеству. Для этого есть несколько причин. Российское миротворческое соло 2008-2011 гг. после неудачной казанской встречи показало минимальные итоги. Забегая вперед, скажу, что и в случае французской сольной партии шансов на успех будет не намного больше. И, тем не менее, новый президент Франсуа Олланд и новый состав правительства пытаются показать, что во внешней политике они более успешны, чем их предшественники. Ноябрьскую встречу готовит такой опытнейший политик, как Лоран Фабиус. Наверняка сыграет свою роль и «нобелевский фактор». Как и в случае с Бараком Обамой, Европейский Союз получил самую престижную премию за миротворческие усилия авансом. В последние годы эффективность единой Европы в разрешении этнополитических конфликтов не была слишком высока. И теперь от стран ЕС (а Франция претендует на ведущие позиции в Евросоюзе) ждут успехов и прорывов. И новый лидер Пятой республики наверняка попытается выжать все возможное из ситуации, чтобы вернуть своих кавказских коллег за стол переговоров. Для начала посредством встречи двух министров иностранных дел.

И определенные заделы для подготовки уже сделаны. 17 сентября нынешнего года в Париже побывал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Не исключено, что азербайджанский лидер пытался донести ту точку зрения, что скандал с помилованием Рамиля Сафарова не означает отказа его страны от переговорного процесса как такового.

Повторюсь еще раз. Надеяться на успех новой министерской встречи (если под таковым понимать некие, даже предварительные договоренности) не следует. Но вот обеспечить новое движение маятника она сможет. И это намного лучше, чем полный отказ от контактов и переход к жесткой дипломатической дуэли. Впрочем, и дуэли, и обмен жесткими заявлениями также никуда не денутся. Поскольку фундаментально стороны по-прежнему к компромиссным вариантам не готовы. В общем, все как в песне: «маятник качнется, сердце замирает». И так до нового движения.
XS
SM
MD
LG