Accessibility links

Здоровье заключенных – под особый контроль


Государство оплачивать заключенным медэкспертизу отказывается, а частное обследование обходится дорого
Государство оплачивать заключенным медэкспертизу отказывается, а частное обследование обходится дорого
Заключенные в грузинских тюрьмах часто умирали от болезней только лишь по той причине, что соответствующая комиссия вовремя не рассматривала их дела или отказывала им в досрочном освобождении. Об этом заявили правозащитники на сегодняшней конференции в тбилисской гостинице "Шератон Метехи Палас". Ассоциация молодых юристов представила исследование "Механизмы отсрочки или досрочного освобождения заключенных по состоянию здоровья", которое базируется на конкретных примерах из тюремной практики.

Заключенный, который по сей день предпочитает оставаться инкогнито, рассказывает, как служащие тюрьмы нещадно избили его в 2008 году. После этого нестерпимые боли стали частым явлением, а в 2010 году выяснилось, что у заключенного развилась раковая опухоль. Это одно из тех заболеваний, носители которого, по грузинскому законодательству, подлежат досрочному освобождению. Однако постоянная совместная комиссия Министерства по исполнению наказания и Минздрава, к которой он обратился в начале 2012 года вместе с юристом Центра по правам человека Нино Андриашвили, их запрос проигнорировала. О своем нынешнем состоянии заключенный рассказал по телефону, все еще находясь в тюрьме:

"У меня болезнь на третьей стадии. Мне сделали три операции, провели три курса химиотерапии. Но мое состояние ежедневно ухудшается. В законе же записано, что мне полагается отсрочка или досрочное освобождение. Сам за собой я буду смотреть, а здесь мне внимания не оказывают. Лекарствами обеспечиваю себя сам: в день мне нужны медикаменты на 25-30 лари, только чтобы остановить боль".

Здоровье заключенных – под особый контроль
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:14 0:00
Скачать


Именно комиссия по освобождению заключенных по состоянию здоровья стала главным объектом критики на сегодняшней конференции. Работу этого ведомства исполнительный директор Ассоциации молодых юристов Эка Попхадзе назвала неэффективной:

"Были случаи, когда заключенные умирали, а их заявления так и оставались нерассмотренными комиссией. Этому способствовало и несовершенство законодательства, в котором, например, не фиксировались сроки рассмотрения заявлений. Не было и политической воли".

Особенно это касалось случаев, связанных с бывшими сотрудниками силовых структур. Еще одна причина неэффективности комиссии заключалась в том, что в ее состав входили высокопоставленные чиновники, у которых попросту не было времени на работу в ней.

Исполнительный директор НПО "42-я статья Конституции" Нази Джанезашвили указывает еще на одну проблему. Перед тем, как обратиться в комиссию, заключенный обязан пройти медэкспертизу. Государство оплачивать ее отказывается, а частное обследование обходится дорого. Джанезашвили считает, что такой подход нужно изменить.

Отвечать за работу комиссии пришлось представителю Минздрава и члену комиссии Эке Адамая. Она признала, что на самом деле, все перечисленное выше мешало работе. Однако она также отметила, что проект изменений в законодательстве, который она подготовила лично, уже год, как находится на рассмотрении:

"Проект мы представили и новому руководству. Для согласования этого вопроса мы переслали эти положения сегодня в Министерство по исполнению наказания. Уже идут консультации по поводу новых членов комиссии. Наверное, в ближайшие дни будет известно, кто станет новым членом комиссии".

На сегодняшней встрече прозвучали претензии и в адрес судебной системы. Как говорит член Ассоциации молодых юристов Нино Гобронидзе, правозащитников смущала фраза, которая часто встречалась в судебных решениях:

"Кроме того, что заключенный должен страдать от серьезного заболевания, оно должно также мешать ему в отбывании срока наказания". Что означает эта фраза, которую суд активно использовал для того, чтобы отказать заключенному, нигде не поясняется. Ее нет ни в законодательстве, ни в практике".

Арчил Талаквадзе, недавно занявший пост заместителя министра по исполнению наказаний, пообещал, что работа комиссии станет более действенной:

"Нужно изменить критерии, и в этом должны помочь медэксперты. Многие люди, находящиеся при смерти, из-за неверно определенных критериев не смогли покинуть тюрьмы. Установленные стандарты были слишком жесткими". По его словам, на свободе должны оказаться и люди, которым грозит рецидив заболевания.

В свою очередь, представитель аппарата Народного защитника Натия Имнадзе выразила надежду, что вопрос охраны здоровья в пенитенциарной системе окажется под особым контролем Минздрава.
XS
SM
MD
LG