Accessibility links

Бульдозерами по святилищу


Очевидцы рассказали, что в селении сейчас ведутся строительные работы, построили два бассейна, в которых разводят рыбу, а кладбище сравняли бульдозерами
Очевидцы рассказали, что в селении сейчас ведутся строительные работы, построили два бассейна, в которых разводят рыбу, а кладбище сравняли бульдозерами
Председатель общественной организации "Вынужденный переселенец" уроженка селения Дзадзвес Монастери Карельского района Грузии (в осетинском варианте это село называлось Кобестыхъау) Аза Кобесова рассказала нашему корреспонденту о том, что в июне нынешнего года осетинское кладбище уничтожили местные власти.

Аза Кобесова бежала из Грузии в Северную Осетию в начале 90-х годов прошлого века, после того как получила угрозы физического уничтожения от звиадистов. Дзадзвес Монастери осетины называли Кобестыхъау. Это родовое селение фамилии Кобесовых. После начала грузино-осетинского вооруженного конфликта село опустело, как и другие соседние осетинские села Арцеви, Имирхеви, Велисцихе.

Недавно Аза Кобесова, которая живет в Северной Осетии, похоронила свою маму. На похороны приехали ее друзья из Тбилиси. Они рассказали, что в июне этого года в их бывшем селе местные власти распорядились снести кладбище и расчистить территорию под строительство церкви. Очевидцы, фамилии которых Кобесова не назвала из-за опасений за их жизнь, рассказали, что в селении сейчас ведутся строительные работы, построили два бассейна, в которых разводят рыбу, а кладбище сравняли бульдозерами. Останки покойников местные власти пообещали захоронить в общей могиле. Отец Азы Кобесовой был похоронен именно на этом кладбище. Ветеран Великой Отечественной войны Петр Кобесов умер в 1987 году. Говорит Аза Кобесова:

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:34 0:00
Скачать

"50 лет с его смерти еще не прошло. Власти не имеют ни конституционного, ни морального права сносить эти могилы. Но кладбище стерто с лица земли. Мы похоронила отца там, потому что это была его последняя воля. Мой маленький братик там похоронен. Дедушка, бабушка там. Дедушкин брат, прадедушка, прапрадедушка. Все мои родные там похоронены. Это было наше фамильное село. Там жили только одни Кобесовы. До грузино-осетинского конфликта проживало в нем всего 38 семей – из них только две фамилии были Габараевы, но и они являлись племянниками Кобесовых. Село называлось Дзадзвес Монастери (по-осетински "Кобестыхъау"). Там наши предки проживали с XIII века".

Как вспоминает Кобесова, кладбище располагалось вокруг фамильного святилища. Каждое второе воскресенье октября жители Кобестыхъау собирались у святилища, чтобы отметить этнический религиозный праздник "Ичъына". По словам Азы Кобесовой, святилище никогда не принадлежало Грузинской православной церкви, в нем не было грузинских священников. Религиозные обряды совершал старейшина Шаверда Кобесов.

"Это было наше фамильное святилище. Никому оно не принадлежало кроме Кобесовых. Главным там был наш старейшина Шаверда, он освящал три пирога, возносил молитву Богу. И после его благословения мы садились за трапезу. Без его ведома ничего мы не делали".

Фамилия Кобесовых готовит обращение к грузинским властям и к Католикосу-Патриарху Илие Второму с просьбой прекратить строительные работы на территории кладбища и помочь выходцам из этого селения приехать сюда в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG