Сегодня российский политологический центр "Север – Юг" совместно с Абхазским медиа-клубом "Айнар" провели в конференц-зале гостиницы "Интер-Сухум" международную беседу за круглым столом на тему "Россия и Абхазия в едином духовном пространстве".
Мое отношение к этой встрече накануне и в ходе ее не раз менялось. Сперва, когда только услышал тему, возникло опасение: не выльется ли мероприятие во что-то тостообразное, в набор здравиц за дружбу народов? Потом услышал вчера вечером по телевидению анонс, взятый из пресс-релиза: "Одной из центральных тем для обсуждения станет вопрос об автокефалии, который активно обсуждается в абхазских и российских СМИ". Сообразил, что под духовным пространством тут, прежде всего, имелась в виду жизнь Церкви, и вдохновился надеждой, что, наконец-то, вместо бесконечных монологов двух сторон внутриабхазского церковного конфликта мы услышим их диалог. Но когда позвонил одному из организаторов круглого стола с абхазской стороны, он меня разочаровал: "Представителей со стороны Священной митрополии Абхазии не будет. Не знаю почему; организацией занималась российская сторона". Но не получится ли тогда "игры в одни ворота"? Одно из первых выступлений в ходе беседы – уполномоченного по делам религии при кабинете министров РА Резо Кация, который известен как последовательный сторонник другой стороны конфликта, Сухумо-Пицундской епархии, – оказалось созвучно моим мыслям: "Вести полемику в такой ситуации бессмысленно. Это больше похоже на "бой с тенью".
Но к моменту его выступления у меня было уже несколько иное настроение. Ибо среди участников беседы увидел и директора абхазского филиала Фонда развития "Институт Евразийских исследований" Сократа Джинджолия, и парламентария Ахру Бжания – и понял, что "игры в одни ворота" точно не будет. Хоть они и не являются представителями СМА, но...
Действительно, Сократ Рачевич, посетовав, что епархия во главе с отцом Виссарионом и СМА не могут найти общего языка, критично высказался и в адрес представителей РПЦ:
"Иногда ответы, которые получает общественность от Русской православной церкви тоже, надо прямо сказать, это не диалог, это просто упрек: вы такие, вы сякие, и с вами мы разговаривать не можем. А с кем в Абхазии они будут разговаривать? Если только с отцом Виссарионом и его представителями – это разговор односторонний. Ну как можно отвергать разговор с другой стороной? Я не отношу это ко всей Русской православной церкви, я не отношу это к государству никоим образом... Это тоже отдельные люди, как и господин Кураев, о котором говорить вообще не хочется. Да, он никого не представляет, но как он мог оказаться в Абхазии с таким рекомендательным письмом, где был представлен как такое светило, которое "просветит вас"? Такое письмо поступило на имя ректора Абхазского университета, в котором Кураев потом преподавал".
Тут не обойтись без пары пояснений. Сократ Джинджолия имел в виду полученный в этом августе группой известных общественных деятелей Абхазии на их письмо патриарху Кириллу ответ из одной из служб РПЦ, написанный в стиле популярного двустишия: "Ты кто такой? Давай, до свидания!" Что же касается небезызвестного диакона Андрея Кураева, недавно появившееся в интернете интервью которого шокировало и возмутило абхазское общество, то, открывая беседу за круглым столом, исполнительный директор центра "Север-Юг" Алексей Власов отметил: Кураев частное лицо, никого не представляет. И назвал эту тему закрытой.
Политический и религиозный публицист, заместитель главного редактора российской газеты "Культура" Михаил Тюренков высказал позицию, противоположную мыслям Сократа Джинджолия:
"Необходимо вести диалог... Диалог между так называемой Священной митрополией и той епархией, которую как временный управляющий возглавляет отец Виссарион. Но посмотрите, какая ситуация. Около 15 клириков, которые входят в группу, которую возглавляет отец Виссарион, – это клирики канонические. То есть клирики, которые имеют полное право совершать богослужение, свершать таинство, крестить, венчать. Священная митрополия – это, говоря церковным языком – тут нет никакого морального осуждения – самочинное сборище. То есть те люди, которые запрещены в служении".
Эта позиция тех в России, кто упорно не хочет задумываться, почему же у СМА так много сторонников среди абхазской интеллигенции, не встретила согласия не только у председателя парламентского комитета Ахры Бжания, но и у замглавы администрации президента РА Дмитрия Шамба. Последний, в частности, заметил, что нередко звучат упреки в адрес сторонников СМА – среди них, мол, есть не только православные; но ведь и среди сторонников отца Виссариона есть такие, например, некрещеный Анри Михайлович Джергения. Сидевший напротив политический и общественный деятель Анри Джергения откликнулся словами, что его дед, генерал НКВД, вообще когда-то "разгонял Новоафонский монастырь".
Выступление Анри Джергения оказалось самым продолжительным на встрече. Давно известна его позиция активного противника тех, кто организовал сбор 70 тысяч подписей под письмом за автокефалию. Он считает, что все это в итоге служит на пользу недругам Абхазии:
"25 депутатов абхазских из 35 подписали обращение к Варфоломею с просьбой признать автокефалию и так далее. Потом – я не знаю, кому эта идея пришла в голову – провели опрос. Вот тут мой друг Сократ Рачевич рядом сидит... я не могу согласиться с тем, что их действия не носят антирусский, антироссийский характер. В вопроснике-то написано, что Грузинская и Русская церкви против независимости Абхазской церкви. И ставится вопрос: вы за автокефалию? Вы понимаете, вроде документ маленький, на пол-листа, а сколько в нем хитрости и лжи! Во-первых, Варфоломей в период сбора подписей публично заявил, что считает Абхазскую церковь составной частью ГПЦ".
Анри Джергения обвинил Вселенского патриарха в двойственности позиции. Кто ж спорит? Но разве не такова же и давно известная позиция РПЦ? Разве не признает она Абхазию частью канонической территории ГПЦ, и разве констатация этого общеизвестного факта является антироссийским выпадом?
Ахра Бжания счел нужным выступить с репликой:
"Анри Михайлович, я не думаю, что в Абхазии ответственные граждане, ответственные политики могли бы рассматривать вариант антироссийских, антирусских тенденций. Я считаю, что делать такие заявления кем бы то ни было безответственно".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мое отношение к этой встрече накануне и в ходе ее не раз менялось. Сперва, когда только услышал тему, возникло опасение: не выльется ли мероприятие во что-то тостообразное, в набор здравиц за дружбу народов? Потом услышал вчера вечером по телевидению анонс, взятый из пресс-релиза: "Одной из центральных тем для обсуждения станет вопрос об автокефалии, который активно обсуждается в абхазских и российских СМИ". Сообразил, что под духовным пространством тут, прежде всего, имелась в виду жизнь Церкви, и вдохновился надеждой, что, наконец-то, вместо бесконечных монологов двух сторон внутриабхазского церковного конфликта мы услышим их диалог. Но когда позвонил одному из организаторов круглого стола с абхазской стороны, он меня разочаровал: "Представителей со стороны Священной митрополии Абхазии не будет. Не знаю почему; организацией занималась российская сторона". Но не получится ли тогда "игры в одни ворота"? Одно из первых выступлений в ходе беседы – уполномоченного по делам религии при кабинете министров РА Резо Кация, который известен как последовательный сторонник другой стороны конфликта, Сухумо-Пицундской епархии, – оказалось созвучно моим мыслям: "Вести полемику в такой ситуации бессмысленно. Это больше похоже на "бой с тенью".
Но к моменту его выступления у меня было уже несколько иное настроение. Ибо среди участников беседы увидел и директора абхазского филиала Фонда развития "Институт Евразийских исследований" Сократа Джинджолия, и парламентария Ахру Бжания – и понял, что "игры в одни ворота" точно не будет. Хоть они и не являются представителями СМА, но...
Действительно, Сократ Рачевич, посетовав, что епархия во главе с отцом Виссарионом и СМА не могут найти общего языка, критично высказался и в адрес представителей РПЦ:
"Иногда ответы, которые получает общественность от Русской православной церкви тоже, надо прямо сказать, это не диалог, это просто упрек: вы такие, вы сякие, и с вами мы разговаривать не можем. А с кем в Абхазии они будут разговаривать? Если только с отцом Виссарионом и его представителями – это разговор односторонний. Ну как можно отвергать разговор с другой стороной? Я не отношу это ко всей Русской православной церкви, я не отношу это к государству никоим образом... Это тоже отдельные люди, как и господин Кураев, о котором говорить вообще не хочется. Да, он никого не представляет, но как он мог оказаться в Абхазии с таким рекомендательным письмом, где был представлен как такое светило, которое "просветит вас"? Такое письмо поступило на имя ректора Абхазского университета, в котором Кураев потом преподавал".
Тут не обойтись без пары пояснений. Сократ Джинджолия имел в виду полученный в этом августе группой известных общественных деятелей Абхазии на их письмо патриарху Кириллу ответ из одной из служб РПЦ, написанный в стиле популярного двустишия: "Ты кто такой? Давай, до свидания!" Что же касается небезызвестного диакона Андрея Кураева, недавно появившееся в интернете интервью которого шокировало и возмутило абхазское общество, то, открывая беседу за круглым столом, исполнительный директор центра "Север-Юг" Алексей Власов отметил: Кураев частное лицо, никого не представляет. И назвал эту тему закрытой.
Политический и религиозный публицист, заместитель главного редактора российской газеты "Культура" Михаил Тюренков высказал позицию, противоположную мыслям Сократа Джинджолия:
"Необходимо вести диалог... Диалог между так называемой Священной митрополией и той епархией, которую как временный управляющий возглавляет отец Виссарион. Но посмотрите, какая ситуация. Около 15 клириков, которые входят в группу, которую возглавляет отец Виссарион, – это клирики канонические. То есть клирики, которые имеют полное право совершать богослужение, свершать таинство, крестить, венчать. Священная митрополия – это, говоря церковным языком – тут нет никакого морального осуждения – самочинное сборище. То есть те люди, которые запрещены в служении".
Эта позиция тех в России, кто упорно не хочет задумываться, почему же у СМА так много сторонников среди абхазской интеллигенции, не встретила согласия не только у председателя парламентского комитета Ахры Бжания, но и у замглавы администрации президента РА Дмитрия Шамба. Последний, в частности, заметил, что нередко звучат упреки в адрес сторонников СМА – среди них, мол, есть не только православные; но ведь и среди сторонников отца Виссариона есть такие, например, некрещеный Анри Михайлович Джергения. Сидевший напротив политический и общественный деятель Анри Джергения откликнулся словами, что его дед, генерал НКВД, вообще когда-то "разгонял Новоафонский монастырь".
Выступление Анри Джергения оказалось самым продолжительным на встрече. Давно известна его позиция активного противника тех, кто организовал сбор 70 тысяч подписей под письмом за автокефалию. Он считает, что все это в итоге служит на пользу недругам Абхазии:
"25 депутатов абхазских из 35 подписали обращение к Варфоломею с просьбой признать автокефалию и так далее. Потом – я не знаю, кому эта идея пришла в голову – провели опрос. Вот тут мой друг Сократ Рачевич рядом сидит... я не могу согласиться с тем, что их действия не носят антирусский, антироссийский характер. В вопроснике-то написано, что Грузинская и Русская церкви против независимости Абхазской церкви. И ставится вопрос: вы за автокефалию? Вы понимаете, вроде документ маленький, на пол-листа, а сколько в нем хитрости и лжи! Во-первых, Варфоломей в период сбора подписей публично заявил, что считает Абхазскую церковь составной частью ГПЦ".
Анри Джергения обвинил Вселенского патриарха в двойственности позиции. Кто ж спорит? Но разве не такова же и давно известная позиция РПЦ? Разве не признает она Абхазию частью канонической территории ГПЦ, и разве констатация этого общеизвестного факта является антироссийским выпадом?
Ахра Бжания счел нужным выступить с репликой:
"Анри Михайлович, я не думаю, что в Абхазии ответственные граждане, ответственные политики могли бы рассматривать вариант антироссийских, антирусских тенденций. Я считаю, что делать такие заявления кем бы то ни было безответственно".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия