Accessibility links

Поезд идет в Сараево


Дмитрий Мониава
Дмитрий Мониава
Эрцгерцог уже в пути. Причины и следствия, цепляясь друг за друга, словно промасленные шестеренки в недрах чудовищного в своей логичности механизма, медленно, но непреклонно начали раскручивать маховик не какого-нибудь там агадирского или танжерского кризиса, а самой что ни на есть Великой Войны. И тем, кто наблюдает сегодня за событиями в Крыму и искренне верит, что в последний момент политики остановятся, а дипломаты выстругают новые подпорки для угрожающе накренившейся системы безопасности, все чаще начинает казаться, что прежний мир исчезает на глазах, стремительно блекнет и растворяется в сумерках нового века за окном винтажного поезда, неотвратимо увозящего эрцгерцога из «пункта альфа» в «пункт омега».

Не исключено, это предчувствие того, что украинский кризис станет особенным, из ряда вон выходящим. И, выламывая рамки стремительно устаревающих стереотипов, понятий и смыслов, он изменит очень многое, если не все в мире, которому, как и сто лет назад, придется дорого заплатить за неумение и нежелание реагировать на новые, с трудом осознаваемые вызовы.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:04 0:00
Скачать

Украинская проблема и нарастающее противостояние с Западом делают неизбежной мобилизацию в России не только (и, возможно, не столько) военную или экономическую, но и психологическую и, если угодно, мировоззренческую. Эта мобилизация, вероятно, коренным образом изменит ее внутреннюю и внешнюю политику, весь ее уклад. Многим сейчас проще всего отмахнуться и сказать, что российская элита и общество не готовы к подобным усилиям и эта попытка попросту разрушит страну, не учитывая при этом потенциал более чем вероятных альянсов на Востоке и (скажем так) иных факторов, которые все еще предстоит объять умом и измерить аршином. На самом деле эта мобилизация возможна; также нельзя исключать, что пройдет она под более привлекательным идеологическим знаменем, чем какое-нибудь унылое «новое особнячество». Как говорил главный герой романа Василия Аксенова «Остров Крым»: «Кто знает, быть может, Крым и будет электронным зажиганием для русского мотора».

Единственный возможный ответ на мобилизацию Востока – мобилизация Запада, ну а дальше все как положено: слово за слово, око за око и ухо за ухо. Особенно страстно эти перспективы сегодня обсуждаются в малых пограничных странах, таких как Грузия, на которых этот дивный новый мир оттопчется по полной. И, к слову, мобилизация – это война.

Глобальная, многомиллионная, неудовлетворенная толпа, подсевшая на новости из Киева и Симферополя, как на тяжелые наркотики или новое реалити-шоу, превратилась в определяющий фактор, который заставляет политиков проявлять неуступчивость и лихорадочно чертить красные линии на украинском черноземе. И это не Карибский кризис (при всем его безумии), где обе стороны вполне контролировали свои силы, практически исключив случайность. Слишком много не вполне адекватных и неуправляемых ответственными игроками групп, с разнонаправленными интересами, которые могут, более того, страстно хотят нажать на спусковой крючок, как те милые мальчики в Сараево: бац-бац – и понеслась душа в рай.

Слишком просто и безответственно выбрать для себя сторону конфликта и работать на ее безусловную победу или даже сходить на Чонгарскую гать с музыкой по следам генерала Хлудова. Это уже не игрушки, а опасность большой войны, которая может показаться кому-то приемлемым выходом из экономического, идеологического или попросту личностного кризиса. Вероятно, лучше одуматься и в меру скромных сил посодействовать деэскалации, отдавая себе отчет в том, что в обозримом будущем ни одной из сторон не удастся достичь желаемого в полном объеме. А значит, компромиссы и переговоры, способствовать которым может каждый человек в любой стране, постоянно напоминая политикам, на что способны разъяренные люди доброй воли, когда им угрожает новая бойня в Европе или хотя бы холодная война.

Не каждый поверит в эффективность этих антивоенных усилий после того, как слишком многие отгородили свои разжиревшие души от запредельной жестокости сирийских и африканских видеороликов, пожав плечами и смирившись с тем, что в мире с каждым годом будет литься все больше крови. Но попробовать все-таки стоит.

В данный момент речь идет не о понимании противниками мотивов друг друга и уж, конечно, не о построении нового, более справедливого и безопасного мира, а о том, чтобы банально застопорить маховик войны; все остальное когда-нибудь да приложится. Это время осторожных шагов и малых, очень конкретных дел, напоминающих скупые движения специалистов по разминированию. Ему нужны не только мастодонты дипломатии, но и журналисты, эксперты, блогеры, расслышавшие сквозь привычный шум помех информационного поля новый зловещий ритм, похожий на перестук колес поезда, мчащегося в Сараево, вслед за которым летит Великая Ночь.
XS
SM
MD
LG