Accessibility links

Белые пятна в деле Абаева


Родственники опасаются за жизнь осужденного. Следователи обещали, что «живым Абаев оттуда не выйдет»
Родственники опасаются за жизнь осужденного. Следователи обещали, что «живым Абаев оттуда не выйдет»
Заключенный цхинвальской тюрьмы Александр Абаев направил на имя югоосетинского президента Леонида Тибилова письмо, в котором просит обратить внимание на систематическое нарушение его прав. Речь идет о резонансном уголовном деле. Год назад Цхинвал облетела жуткая новость о том, что популярный среди цхинвальцев мастер по татуировке Абаев ВИЧ-инфицирован и якобы он умышленно заражал своих клиентов. Тогда горожан охватила паника, многие посетители салона устремились во Владикавказ сдавать анализы на ВИЧ. 3 марта 2013 года Александра Абаева арестовали по обвинению в умышленном заражении ВИЧ своей супруги Эльды Тасоевой. Позже он был осужден на четыре года лишения свободы по статье 122 ч. 2.

Ко мне обратились родственники Александра Абаева с просьбой рассказать о многочисленных нарушениях его прав в цхинвальской тюрьме. Они говорят, что югоосетинские журналисты отказываются их даже слушать. Родные Абаева возмущены тем, что их невестка – Эльда Тасоева признана инвалидом по ВИЧ и находится на свободе, в то время как, по их мнению, зараженный ею супруг осужден на четыре года лишения свободы. Семья Абаева утверждает: следствие и суд велись с нарушением закона, а все сводилось к тому, чтобы любой ценой обвинить подсудимого в умышленном заражении супруги.
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:20 0:00
Скачать

Абаев утверждает, что его супруга еще до замужества была инфицирована ВИЧ, но скрывала это. По словам тети Абаева Марины Беппиевой, следователь МВД Олег Козаев подделал справки о состоянии здоровья – никакую экспертизу после задержания следователи не проводили, анализов крови Абаева и Тасоевой не брали. Однако в справках, предоставленных следователем Козаевым, указано, что у Абаева последняя стадия ВИЧ. Родные осужденного утверждают, что в августе прошлого года Абаев сдавал анализы на ВИЧ и результаты не подтвердили последнюю стадию заболевания. Как утверждает Беппиева, следователь Козаев дружит с семьей Эльды Тасоевой, а судья Собаев ее двоюродный брат. Семья осужденного подозревает, что это они умышленно распускали слухи о том, что Абаев якобы заразил своих клиентов и был заслан спецслужбами Грузии, чтобы инфицировать население РЮО. Любопытно, что у клиентов салона не выявлено ни одного случая заражения ВИЧ.

Зять Абаева Руслан Габараев вспоминает, что сидел с автоматом в руках, чтобы отразить нападки разъяренных жителей. «Вы не представляете, что здесь творилось! Прямо по телевидению объявили, что у Алика ВИЧ и он якобы умышленно заразил 50 человек. Сейчас люди начали понимать, что это все фикция», – говорит он.

По словам Марины Беппиевой, то, что супруга Абаева была больна на протяжении многих лет, доказывают анализы, сделанные в Тбилиси, куда ее доставила миссия Красного Креста вместе с сыном Давидом:

«Ребенка не смогли вовремя спасти, мать скрыла, что она инфицирована, и ребенку проводили неправильное лечение, в результате чего он скончался. Эльда это скрыла и на следующий день после похорон обвинила Алика в умышленном заражении людей. Сверху распорядились посадить Алика, не стали разбираться в том, что именно жена раньше была заражена».

Защита просила назначить и провести сравнительную экспертизу крови Абаева и Тасоевой для определения причастности подсудимого к заражению супруги. Но суд отказался удовлетворить это ходатайство. Такая экспертиза могла бы развеять все сомнения.

Недавно Абаев направил обращение на имя президента Леонида Тибилова с просьбой разобраться в его деле. Заключенный жалуется на то, что в цхинвальской тюрьме ему не оказывается надлежащая медицинская помощь.

За разъяснением ситуации я обратилась к Уполномоченному по правам человека Иналу Тасоеву:

– Права Абаева не нарушаются. Помогаю доставать эти лекарства лично. Медицинское обеспечение есть. Условия содержания хорошие, все лекарства Абаеву доставляются, были задержки на день-два, но все возобновлено. Я лично все контролирую. Что касается приговора, то после праздников я просмотрю еще раз материалы дела. Конкретно сейчас я не могу ничего сказать о том, проводили ему экспертизу или нет.

– Подтвердилась ли информация о заражении ВИЧ клиентов салона?

– Насколько мне известно, документального подтверждения такая информация не получила. Таких фактов нет.

Зять Абаева Руслан Габараев утверждает обратное. Он говорит, что Абаеву не оказывают необходимую медицинскую помощь:

«Лечащий врач его не смотрел, в Цхинвале нет иммунолога. Лекарства находим мы сами. Минздрав отказался его лечить. А средства на лечение больных заключенных в Минюсте мизерные. Врач к нему в форточку заглядывает только. Условия содержания нормальные, спасибо начальнику тюрьмы Плиеву и министру юстиции Ванееву. А то первое время его хотели в общую камеру посадить на растерзание», – говорит Габараев.

Родственники опасаются за жизнь осужденного. Следователи обещали, что «живым Абаев оттуда не выйдет», говорит Руслан Габараев:

«Сразу после задержания Абаева следователь Козаев при свидетелях говорил матери Абаева, что не разрешит проводить сравнительный анализ крови Абаева и Тасоевой, потому что тогда он будет вынужден отпустить Абаева. «А я должен его посадить. Он должен сидеть, что хотите, то и делайте. Мне сверху сказали», – сказал он. Следствие умышленно затягивало проведение анализов и разрешило это сделать только через три месяца, когда состояние больного в тюрьме ухудшилось. Во Владикавказ его не выпускают, говорят, что, как гражданин России, он скроется и не вернется в Южную Осетию».

По мнению экспертов, в этом резонансном деле много белых пятен, что свидетельствует о сомнительной работе правоохранительных органов. Ответов на многие вопросы нет до сих пор. Впрочем, это касается и раскрытия других громких преступлений последних двух лет. Нежелание разбираться в истинных мотивах преступлений оказывается сильнее долга обеспечить закон и правопорядок. А потому объявленная Генпрокуратурой республики борьба с коррупцией в правоохранительных органах пока не более чем слова.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG