Единственной партией, прошедшей в югоосетинский парламент и отрезанной от управленческих функций, оказалась Народная партия. Ее представителей нет ни в руководстве какого-либо комитета или комиссии, ни в президиуме парламента.
Спикер парламента Анатолий Бибилов не учел заверений «народников» о готовности к конструктивной работе. Похоже, не поверил он и в искренность лидера партии Александра Плиева, на неофициальной встрече со спикером согласившегося довольствоваться одним комитетом. В итоге Плиев так и не был утвержден председателем комитета по социальной политике. Словесная перепалка депутата-народника Амирана Дьяконова и спикера парламента Анатолия Бибилова на первом же заседании новоизбранного парламента еще больше накалила обстановку. Как рассказывают мои источники, разгоряченный Дьяконов в кулуарах не стеснялся в выражениях в адрес теперь уже третьего человека в республике. Многие называют отстранение Народной партии от управленческих позиций личной местью Бибилова.
Амиран Дьяконов считает, что «профессионализм не востребован в нынешнем парламенте». По его словам, «Единство народа» и «Единая Осетия» – партии-клоны, намеренные управлять всеми процессами в парламенте:
«Наша фракция убедилась, что люди пришли с позиции силы, они не хотят внять элементарным принципам парламентаризма. Народная партия изначально не вписывалась в расстановку сил, нарисованную сверху, и в сепаратных соглашениях не участвует. За нашу партию проголосовало десять процентов населения республики, учитывая тот уровень административного давления, которое на нас оказывалось», – говорит политик.
На мой вопрос, объясняется ли давление со стороны власти лояльностью «народников» к экс-президенту Кокойты, Дьяконов ответил, что Народная партия – самостоятельная политическая сила, независимая от бывшего президента:
«Сегодня во власти, в том числе и в парламенте, те же люди из окружения Эдуарда Джабеевича, которые его предали. Я не вижу ни одного человека в правительстве и парламенте, который не входил бы в его окружение. Эдуард Джабеевич был и остается человеком, который привел наш народ к независимости. Мы всегда и с оружием в руках, и на поле политической борьбы стояли рядом с ним. И более того, я лично, в отличие от некоторых приспешников, всегда имел свою позицию, не всегда устраивавшую президента. Однако он сейчас вне политики, несмотря на нелепые попытки навязать нам его покровительство».
Коста Кошты, возглавлявший предвыборный штаб Народной партии на парламентских выборах, связывает оказываемое давление не с именем Кокойты, а с потенциалом парламентской фракции:
«Народники» – та сила, которая будет организованно сопротивляться сепаратным договоренностям депутатов и чиновников, которые будут идти вразрез с интересами нашего народа. Я работал на выборах с ними. Ни разу не то чтобы увидел, вообще не услышал Эдуарда Джабеевича. Никакой поддержки Народной партии он не оказывает. Я знаю, что в партии к нему до сих пор хорошо относятся, и я считаю это положительным моментом. Поскольку, когда человек уходит из власти, все к нему поворачиваются спиной, а самые лучшие друзья становятся врагами. Это свойственно нашей политической элите, что мы сейчас и наблюдаем».
Коста Кошты обращает внимание на двойные стандарты, применяемые парламентским большинством:
«Ныхас», с трудом преодолевшая 7%-ный барьер, получила комитет и комиссию, а «народники», набравшие больше голосов, не представлены даже в президиуме парламента. И властями, и ЦИКом было сделано все, чтобы эта партия в парламент не прошла. В этом сыграл роль и ЦИК, лишивший «народников» пятого мандата. Народная партия не согласна с озвученными данными ЦИК и намеревалась оспорить их в суде, однако воздержалась ради сохранения внутренней стабильности. «Народники» были настроены конструктивно работать и поэтому отказались от судебной шумихи».
Как пояснили мои источники, выдвижение кандидатуры Алана Козонова не предусматривалось. Депутаты рассчитывали оставить комитет по социальной политике за лидером Народной партии. На предыдущем заседании парламента «народник» Амиран Дьяконов предлагал провести тайное голосование, но большинство открыто поддержало ставленника советника президента по социальной политике и здравоохранению Родиона Сиукаева. В итоге один из важных комитетов доверили не имеющему опыта парламентской работы 34-летнему врачу-эндоскописту Алану Козонову. Своим карьерным взлетом он обязан Родиону Сиукаеву, лично утверждавшему списки кандидатов от партии «Ирыстон – сарибары фазуат». В преддверии выборов «Единство народа» и ИСФ составили общий список кандидатов в депутаты. После того как Алла Джиоева сложила с себя полномочия председателя партии, негласным лидером стал член политсовета и по совместительству советник президента Родион Сиукаев. Александр Плиев не устраивал Сиукаева, поскольку лидер «народников» обнаружил нецелевое расходование средств Министерством здравоохранения на сумму 180 миллионов рублей, по которой ведомство так и не отчиталось перед депутатами.
По неофициальной информации, лидер «Единства народа» Владимир Келехсаев также пользуется поддержкой главы администрации президента Бориса Чочиева, так что провести кандидатуру Козонова в парламенте особого труда не составило.
Между тем нынешний политический ландшафт перекраивается под президентские выборы, в которых намерен участвовать Анатолий Бибилов. Не собирается отказываться от второго президентского срока и Леонид Тибилов. Отношения между двумя политиками подчеркнуто дружественные, но конфронтация уже наметилась и градус напряженности будет только расти. В этих условиях укреплять сомнительный союз остается только совместной борьбой с предполагаемой тенью Эдуарда Кокойты.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия