В Южной Осетии набирает обороты противостояние власти с частными предпринимателями, оспаривающими монополию «Югосетнефтепродукта» на беспошлинный ввоз горюче-смазочных материалов. Бизнесмены добиваются от властей отмены госпошлины и для них. Если это случится, предприниматели обещают ликвидировать дефицит и снизить цены на бензин.
Владельцы автомобилей в Цхинвале вот уже который день вынуждены стоять в длинных очередях за бензином. Дефицитным горючее стало, несмотря на то, что, в соответствии с соглашением о торговле между Россией и Южной Осетией, 35 тысяч тонн топлива в год могут поступать в республику на льготных условиях – без оплаты таможенных пошлин. Власти передали квоту единственному поставщику – государственному предприятию «Югосетнефтепродукт». Несмотря на особое положение, предприятие не поставляет необходимых объемов топлива, потому на рынке нефтепродуктов в Южной Осетии весомую долю занимают и частные поставщики. Впрочем, они не в силах составить серьезную конкуренцию монополисту, который продает бензин по низкой цене – 28 рублей за литр.
Частные предприниматели недовольны таким положением дел. Их претензии к государству выразил директор ООО «Виктория-плюс» Алексей Зассеев. В интервью югоосетинским СМИ он назвал действия властей монополизацией рынка и заявил, что его предприятие поставляет больше горючего, чем госпоставщик. Около месяца назад Зассеев обратился к президенту, премьер-министру и министру экономического развития с просьбой разрешить беспошлинный ввоз топлива в Южную Осетию и частным предприятиям. Интересно, что бизнесмен до смены власти в республике был заместителем директора «Югосетнефтепродкута». Он обращает внимание на то, что объем резервуаров госпредприятия не превышает трехсот тонн, что недостаточно для удовлетворения нужд республики.
Официального ответа Зассеев так и не дождался. Якобы министр экономического развития Вильям Дзагоев резюмировал, что бизнесмен к квоте допущен не будет.
Вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев недоумевает, почему должны страдать потребители:
«Бензина в республике нет. Это факт. Мы намерены тщательно разобраться, почему возникла эта проблема, когда нашим союзником – Россией – предоставлены условия для бесперебойных поставок ГСМ. Скорее всего, мы имеем дело с переделом рынка ГСМ. Лично мной усматриваются такие (мотивы), но, не исследовав ситуацию, я пока не утверждаю, что именно эта причина спровоцировала проблему с поставками топлива. Мы намерены вплотную заняться этой проблемой».
Контроль над рынком нефтепродуктов перешел к новым властям сразу после смены руководства в республике. Вступив в должность, Леонид Тибилов уволил директора «Югосетнефтепродукта» Алана Джиоева, назначив вместо него оппозиционера из окружения Дзамболата Тедеева - Алана Бекоева. Однако, видимо, решив, что не стоит доверять стратегический ресурс человеку, не входящему в его команду, президент в феврале прошлого года уволил и его, доверив руководство государственной монополией Владимиру Тигиеву. При нем в ноябре прошлого года цена на топливо выросла: стоимость бензина марки АИ 92 подскочила с 34 рублей до 36 рублей за один литр, дизеля – с 30 рублей до 34 рублей. Цены вновь вернулись к прежним показателям этой весной. В мае правительство снизило стоимость горюче-смазочных материалов примерно на четыре рубля.
Борьба чиновников с бизнесменами может подорвать энергетическую безопасность страны, опасается югоосетинский политик Роланд Келехсаев. По его мнению, передача квот госпредприятию выгодна в первую очередь чиновникам:
«Минэкономики передало квоту на госпошлину «Нефтебазе», но мы знаем, что у «Нефтебазы» нет таких оборотных средств и возможности для обеспечения республики ГСМ в необходимом объеме. Нет даже автозаправочных станций в районах республики. Выходом из проблемы стала бы передача частникам квоты на беспошлинный ввоз ГСМ».
Несовершенство антимонопольного законодательства – одна из причин проблемы, считает депутат парламента Амиран Дьяконов. Он уверен, что частникам, занимающимся ввозом нефтепродуктов в республику, нужно дать возможность также работать на льготных условиях. Без вмешательства правительства ситуацию не разрешить, говорит он:
«То, что у нас происходит, – это монополия. В данном случае – это государственное предприятие. Эти вопросы должны регулироваться антимонопольным законодательством. Когда у нас есть пробелы, мы обращаемся к российскому законодательству. Есть ли у нас антимонопольный комитет? Если даже и есть, я не знаю о его существовании», – резюмировал парламентарий.
Между тем реализация нефтепродуктов не только источник обогащения для родственников чиновников, но и яблоко раздора между самими госслужащими. В частности, в Ленингорском районе успешно занимается этим бизнесом брат генпрокурора республики Важа Чигоев. Правда, в эти дни бензина нет и у него. По неофициальной информации, бывшего главу Ленингорского района Джемала Джигкаева избили в Цхинвале именно из-за бензина. Якобы чиновник взял для нужд администрации пять тонн горючего, но так за него и не расплатился. О том, кому задолжал Джигкаев, народная молва молчит.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия