В Южной Осетии заговорили о возвращении экс-президента Эдуарда Кокойты в публичную политику. Официальных заявлений со стороны самого Кокойты пока не последовало. Несмотря на это, политические перспективы экс-президента активно обсуждают как в правительственных кругах, так и среди его оппонентов.
После отставки с поста президента 9 декабря 2011 года Эдуард Кокойты воздерживался от публичных выступлений. В следующем 2012 году он вышел из партии «Единство» и фактически отошел от политики, не позволяя себе публичных выпадов в отношении действующей власти. Леонида Тибилова резко критиковали после того, как на одном из официальных мероприятий в Цхинвале нынешний президент пообщался в неформальной обстановке со своим предшественником. Тогда оппозиция, поддержавшая на выборах Тибилова, сочла подобные встречи недопустимыми. Судя по всему, Тибилов прислушался к их мнению и вскоре после памятных мероприятий в годовщину августовской войны в 2013 году прекратил контакты с Кокойты. Тогда же глава МВД Ахсар Лавоев публично потребовал от экс-президента сдать правительственные номера и покинуть республику. По распоряжению главы администрации президента Бориса Чочиева местным СМИ запретили публиковать материалы с бывшим президентом. Известно также, что каждый приезд Эдуарда Кокойты в республику власти расценивали как попытку раскачать внутриполитическую ситуацию и просили кремлевских кураторов сдержать Кокойты.
Впрочем, это не помешало экс-президенту приезжать в республику. Во время последнего визита в начале этого месяца Эдуард Кокойты встречался со своими сторонниками, что, вероятно, и породило слухи о его возвращении в политику. Об этом заговорили в кулуарах и действующие чиновники, большинство из которых в разные годы успели поработать с ним. Они считают, что возвращение Кокойты в политику неизбежно.
Этого нельзя допустить, говорит бывший генпрокурор и один из непримиримых оппонентов экс-президента Ахсар Кочиев. Он считает, что бывший президент так и не ответил по закону за узурпацию власти:
«Чтобы обезопасить ситуацию, срочно надо вносить в конституцию изменения: президентом РЮО может быть гражданин РЮО не более двух раз, а слово «подряд» убрать. И таким образом отсекается возможность его прихода. Если власти этого не сделают, какая-то часть электората может это расценить как желание определенных лиц во власти возвратить Кокойты. Право законодательной инициативы есть у президента, у председателей Верховного суда, Арбитражного суда, генпрокурора. Здесь надо четко поставить заслон. Этому предателю интересов осетинского народа не место в югоосетинской политике. Десятилетний ценз Кокойты уже пропустил в свое время, устраивая преграды своим оппонентам. Сейчас этот ценз ударит по его интересам и сработает бумерангом», – говорит Кочиев.
Другого мнения придерживается югоосетинский политик Роланд Келехсаев. Он считает, что многие сторонники экс-президента хотели бы видеть Кокойты активным политиком, особенно на фоне разочарования в нынешней власти:
«Действительно, он возвращается в политику. При этом я хочу подчеркнуть, что любой гражданин имеет право баллотироваться в президенты и такое право у бывшего президента тоже есть. Граждане республики разочарованы нынешними властями. Это однозначный факт. Я, будучи в оппозиции к Эдуарду Кокойты, выступал против этого политика не из-за личной неприязни, а против созданной им системы. Она была неэффективная и работала на подавление прав человека. К сожалению, в этой сфере никаких улучшений не произошло. Человек, который сможет изменить систему государственной власти, имеет перспективы быть избранным президентом».
По словам Келехсаева, в рамках деятельности возглавляемого им фонда Кокойты бывает в республике и знает о проблемах не понаслышке, поэтому вряд ли к нему можно применить ценз оседлости. Политик также обращает внимание на то, что желание баллотироваться еще не означает победы на выборах.
Пообщалась я и со сторонниками Кокойты. Как мне удалось узнать, в ближайшее время экс-президент традиционно появится в Цхинвале для участия в памятных мероприятиях 8 августа.
На мои вопросы источник из его окружения сообщил следующее: Кокойты никуда и не уходил, негласно присутствуя в общественно-политическом поле. Его возвращение в югоосетинскую политику было ожидаемо. Почти три года он корректно выдерживал паузу, не позволяя втянуть себя в какие-либо политические дрязги. Несмотря на обращения со стороны некоторых партий, он отказался возглавлять партийные списки в период парламентских выборов.
По мнению сторонников экс-президента, в политику вернется уже другой Кокойты – опытный тяжеловес. По их словам, он осмыслил пройденный путь и допущенные ошибки, а его предвыборная кампания не будет напоминать политическую борьбу его оппонентов – за рамки закона он не выйдет. Сторонники экс-президента утверждают, что на выборы Кокойты пойдет с новой командой, состоящей из уроженцев Южной Осетии, достигших успеха в различных сферах за пределами республики. Прежнее окружение утратило доверие и старых лиц в команде Кокойты уже не будет, утверждают они.
Когда я заканчивала работу над этим материалом, источник из окружения Кокойты сообщил мне, что экс-президент официально подтвердил информацию о своем возвращении в политику.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия