В Ленингорском районе Южной Осетии рабочая группа во главе с первым заместителем руководителя администрации президента Константином Пухаевым закончила проверку. Она рассмотрела жалобы жителей района на отказ местных властей в выдаче спецпропусков на пересечение границы с Грузией.
Напомним, одной из главных задач выдачи новых пропусков, по сути документов, заменяющих вид на жительство в Южной Осетии для граждан Грузии, было выявить и лишить права на пересечение границы лиц, постоянно проживающих в Грузии, а не в Ленингорском районе. По данным специальной рабочей группы, созданной с целью проверки выполнения постановления правительства «О некоторых мерах по организации пересечения государственной границы РЮО с Грузией в упрощенном порядке», на получение пропуска нового образца было подано 4518 обращений, из них отказано более половине – 2527 гражданам. 1801 пропуск уже выдан, еще 169 готовы к выдаче, и 20 новых заявлений находятся в стадии рассмотрения.
По итогам проверки, опубликованным в ИА «Рес», нередки случаи затягивания этого процесса, что является главной причиной недовольства заявителей. Немало граждан, которым было отказано в выдаче пропусков, не получили своевременного и исчерпывающего ответа о причинах отказа. Некоторые из них не числятся и в списках лиц, чье заявление не было удовлетворено.
В ответ на недовольство жителей Ленингорского района местному аппарату КГБ рекомендовано в ближайшие дни опубликовать список заявителей-отказников с указанием аргументированных причин. По словам Константина Пухаева, рабочая группа намерена в ближайшем будущем проверить ход выполнения высказанных рекомендаций. Иными словами, ситуация под контролем Цхинвала. Мне не удалось связаться с теми членами рабочей группы, контактные телефоны которых у меня имеются. До одних я не дозвонился, другие демонстративно повесили трубку – не стали разговаривать.
Жители района оказались более открытыми для общения. По словам директора школы в селении Икоти Мзии Псутури, за последние две недели ситуация во многом изменилась к лучшему. Получили пропуска ее две дочери – ученицы икотской школы, и многие другие жители района, которым по непонятным причинам вначале было отказано. Тем не менее остается еще проблема разделенных семей, говорит Мзия:
«Многие из моих соседей – пенсионеры, а их дети работают или учатся в Грузии. Но ведь им надо как-то помогать своим родителям. Как можно их не пустить?»
Ситуация в Ленингорском районе находится под пристальным вниманием российских правозащитников. Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов подчеркивает, что с момента окончания августовской войны прошло уже шесть лет. Казалось бы, этого времени достаточно, чтобы урегулировать гуманитарные, т.е. человеческие стороны отношений между бывшими участниками конфликта. Да, Южная Осетия провозгласила свою независимость, да, Грузия ее не признала, но люди, прежде всего из смешанных семей, должны иметь возможность общаться друг с другом. Человеческие связи, семейные связи не должны стать жертвами этого конфликта, говорит Александр Черкасов:
«На самом деле мы видим, что конфликт усугубляется. Если до недавнего времени около четырех с половиной тысяч человек именно из таких смешанных семей имели возможность пересекать границу в обе стороны, то после обмена пропусков их число сократилось вдвое. Да, самые вопиющие случаи, когда семьи оказались по сути разделенными, иногда удается преодолеть, но в целом это не самая лучшая динамика, не самое лучшее направление движения. Что в итоге? В итоге мы видим, что людям не становится лучше, а раз так, то закладывается фундамент новой напряженности, вместо того чтобы эту напряженность разряжать. Это как-то не по-человечески».
В самом деле, что плохого или опасного для республики в том, если люди, даже те, кто не проживает постоянно в Ленингорском районе, смогут пересекать границу и навещать свои семьи? Чем провинились эти люди, кроме того, что их угораздило родиться на этой земле в это сложное время?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия