Итак, правы оказались те, кто предсказывал победу на президентских выборах в Абхазии уже в первом туре председателю партии «Форум народного единства Абхазии» Раулю Хаджимба. Напомню, что в прошлую пятницу в репортаже на «Эхо Кавказа» я привел результаты опроса среди девятерых своих знакомых, рискнувших сделать публичный прогноз. Большинство склонялось к победе Хаджимба, но то, что это произойдет в первом туре, предсказали только ветеран спорта Валерий Акуция и блогер Роин Агрба. Причем последний во время беседы со мной уточнил, что это будет победа с очень небольшим перевесом, Хаджимба наберет около 51% голосов.
Первые публикации об итогах голосования появились в интернет-изданиях вчера, уже через пару часов после закрытия в восемь вечера избирательных участков. По-моему, всех опередил журналист Антон Кривенюк в новом издании «Все об отношениях Абхазии и России». Правда, он подчеркивал, что приводимые им цифры результатов голосования с ряда избирательных участков – неофициальные, основанные на телефонных сообщениях. И вот, судя по этим сообщениям, уверенно лидирует Рауль Хаджимба… Уже рано утром, до рассвета, некоторые российские СМИ со ссылкой на председателя ЦИК Абхазии Батала Табагуа сообщили о победе в первом туре Рауля Хаджимба, набравшего 50,57% голосов. Та же цифра была озвучена им и на пресс-конференции сегодня в 12 часов в международном пресс-центре в здании комитета по репатриации. У занявшего второе место Аслана Бжания – 35,91% голосов.
И вот тут возникает ощущение дежавю. Примерно такое же соотношение набранных голосов – около половины и около трети – сложилось между фаворитами президентской гонки в результате выборов 3 октября 2004 года. Но тогда Рауль Хаджимба занял второе место с 32% голосов, а лидер тогдашней объединенной оппозиции Сергей Багапш – первое, набрав 50,07% голосов. Согласно этим данным, на которых настаивал выборный штаб Багапша и которые после нескольких дней молчания огласил-таки ЦИК, победитель гонки должен был быть объявлен президентом. Но председатель ЦИК Сергей Смыр, ссылаясь на давление на комиссию и на него лично, подал в отставку. Штаб Хаджимба, оспаривая названные цифры, настаивал на проведении второго тура выборов. Лишь после трех месяцев ожесточенного противостояния сторон – с использованием как правовых, так и неправовых методов – удалось-таки с помощью российских посредников найти формулу компромисса, которая, впрочем, удовлетворила сторонников Хаджимба лишь временно и то не всех.
Возвращаясь мысленно к тому драматическому противостоянию, поставившему абхазское общество на грань гражданской войны, я не раз писал в публикациях в канун президентских выборов: «Лишь бы не было подобного рокового сближения цифр!». (Из-за которого, кстати, чуть ранее «завибрировала» и такая развитая демократия, как в США.) А накануне нынешних выборов в Абхазии сказал своему приятелю: «Все мы – и христиане, и мусульмане, и последователи традиционной абхазской религии – должны молиться каждый своему Богу, а атеисты взывать к судьбе, чтобы кто-то не набрал снова, как десять лет назад, 50% плюс-минус несколько десятков голосов и не началась «буча».
Но снаряд, получается, упал в ту же воронку! Ну, или почти в ту, если иметь в виду, что вопрос о том, быть или не быть второму туру, решили в итоге не десятки, а сотни голосов. А вообще-то и не в ту воронку… Ибо предпосылок и сил для бучи не было. Аслан Бжания оперативно поздравил победителя. Многие наблюдатели даже высказывают предположение, что в душе он сказал «уфф», испытав на себе за последнюю пару месяцев, что такое политическая борьба, которая бывает весьма жесткой.
А еще не раз слышал сегодня, как поздравляли друг друга даже отнюдь не убежденные сторонники Хаджимба: «Слава Богу, отмучились с этими выборами».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия