В сентябре в Цхинвале пройдут партийные съезды сразу двух политических организаций – Коммунистической партии Южной Осетии и «Единства». Обе партии считались ведущими политическими силами в республике, пока с треском не проиграли парламентские выборы в июне этого года.
«Единство» и Коммунистическая партия Южной Осетии учатся жить за пределами парламента. Обе партии не смогли преодолеть 7-процентный барьер на июньских выборах в законодательный орган республики. В 2009 году коммунисты и представители «Единства» не просто прошли в парламент, а сформировали собственные фракции. Успеху в то время они были обязаны поддержке со стороны экс-президента Эдуарда Кокойты.
Теперь в партийных организациях говорят, что извлекли урок от поражения. Они готовятся переизбирать председателей. Впрочем, смена первых лиц вряд ли обеспечит коммунистам и «Единству» политический вес и поддержку народа. Формальный ребрендинг не способен решить сущностных задач. Если за сменой фасада не последует фундаментальных преобразований организации партийной жизни и политики продолжат аморфно наблюдать за общественно-политическими процессами в республике, их перспективы весьма туманны. Так считает один из моих собеседников – депутат парламента, пожелавший пообщаться со мной на условиях анонимности.
Непростое для себя решение принял бессменный лидер Коммунистической партии Южной Осетии, экс-спикер парламента Станислав Кочиев. В Цхинвале Кочиев считается политическим тяжеловесом, руководит Компартией республики с 1993 года. По состоянию здоровья он попросил освободить его от обязанностей председателя партии. Впрочем, из политики главный югоосетинский коммунист уходить не собирается и, по его словам, продолжит партийную деятельность в Бюро Компартии. Имя нового лидера югоосетинских коммунистов станет известно на партийном съезде, который соберется уже в этом месяце.
Партия «Единство», напротив, раздираема внутренними противоречиями. Борьба за кресло председателя продолжалась в кулуарах вплоть до парламентских выборов, а поражение бывшей партии власти лишь усугубило раскол в ее рядах. Вину за провал на июньских выборах партийцы возложили на Зураба Кокоева, отстраненного на собрании политсовета от должности председателя «Единства». По словам члена политсовета партии Вадима Цховребова, официально это решение будет оформлено на партийном съезде, который пройдет в ближайшее время.
По мнению моего источника, наметившееся участие в публичной политике экс-президента Эдуарда Кокойты заметно изменит выстроенную в последние три года внутриполитическую архитектуру. Обострится и конкуренция между партиями. Несмотря на то, что экс-президент в интервью журналистам попытался смягчить тональность собственных заявлений, в Цхинвале к ним отнеслись серьезно. Кокойты сказал, что «дал на время проявить себя определенным политическим силам, которые посчитали себя уже созревшими для того, чтобы повести республику за собой». При этом экс-президент подчеркнул, что его активность не означает намерения побороться за президентское кресло. Впрочем, в Цхинвале после этого стали поговаривать, что экс-президент не прочь забрать партию «Единство», ряды которой покинул два года назад.
Однако эти слухи опровергает член политсовета «Единства» и один из лидеров партии Вадим Цховребов. Он уверен, что возвращение Кокойты в партию маловероятно, а сами партийцы намерены проголосовать за нового лидера, которым вполне может стать сам Цховребов. В разговоре со мной он не исключил такой возможности:
«Не скрою, что я получил предложение возглавить партию «Единство». Но я пока положительного либо отрицательного ответа не давал».
Между тем часть членов партии «Единство» сохраняют лояльность бывшему президенту, и пока неясно, поддержат ли они кандидатуру Цховребова или вовсе объединятся в другую политическую силу.
По мнению экспертов, югоосетинский политический ландшафт вряд ли оживят «новые старые» лица. Они уверены, что партийным лидерам не стоит надеяться на успех без внятной политической программы и стратегического видения развития республики.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия