В абхазском обществе продолжают анализировать результаты внеочередных президентских выборов 24 августа и обсуждать дальнейшую судьбу кандидатов, уступивших победителю.
В преддверии выборов мне довелось встретить в СМИ такое уверенное рассуждение кого-то из журналистов: Рауля Хаджимба поддерживает в основном население столицы, а в глубинке, в сельской местности большинство – сторонники Аслана Бжания. Сейчас, после опубликования итогов голосования по избирательным округам, можно подсчитать, как каких кандидатов поддерживали в различных городах и районах, а заодно и проверить истинность приведенного утверждения.
Из 33 избирательных округов (сейчас было образовано на два меньше, чем обычно, – в Гальском районе один вместо трех, до обмена абхазских паспортов в будущем году) семь первых приходится на Сухум. К одному из них, пятому, были приписаны и участки за рубежом – в Москве, Черкесске и Стамбуле, и потому за всех кандидатов в общей сложности в этом округе проголосовало самое большое число избирателей – 6 942. Так вот, по семи этим округам за Хаджимба отдали голоса 16 634 человека, а за Бжания – 11 319, то есть около 68% голосов, набранных победителем. В целом по республике это соотношение составило 71%, так что, если по столице отрыв Хаджимба от Бжания и больше, то ненамного.
Пять округов, с 8 по 12, находятся в Гагрском районе. Там Хаджимба набрал 7 401 голос, а Бжания – 7 406, то есть у них практически один результат, у Бжания даже на пять голосов больше. Причем из пяти округов Бжания опередил своего главного конкурента в двух, 10-м и 11-м, которые находятся в самой Гагре, в общей сложности на 778 голосов.
Шесть последующих округов относятся к Гудаутскому району. Они в сумме дали такие результаты: Хаджимба – 8 671 голос, Бжания – 7 491, то есть более 86 процентов от набранных победителем.
Далее соотношение таково: в Сухумском районе Бжания получил около 76% голосов, набранных Хаджимба, Гулрыпшском – 41%, Очамчырском – 67%, Ткуарчальском – 30%, Гальском – 68%.
В общем, если уж говорить о каких-то зонах, более успешных для фаворитов гонки, то для Аслана Бжания такой стала западная часть Абхазии (Гагрский и Гудаутский районы), где он шел примерно наравне с победителем, а для Рауля Хаджимба – восточная (особенно Гулрыпшский и Ткуарчальский районы).
Результаты в некоторых округах и на некоторых участках нетрудно объяснить. Так, Рауль Хаджимба – уроженец Ткуарчала, и там традиционно голосуют за него. Аслан Бжания – уроженец села Тамыш, которое входит в 28-й избирательный округ в Очамчырском районе, и наверняка голоса земляков сыграли решающую роль в том, что в данном округе, как и в двух, уже упомянутых, он опередил Хаджимба. За Бжания, как слышал, так же консолидировано проголосовали и в гудаутском селе Хуап, поскольку это родовое село Александра Анкваба. Сложнее понять успех Бжания в 11-м избирательном округе (западная часть Гагры), о котором я уже говорил. Возможно, там просто очень активно поработала его выборная команда.
От многих знакомых, кто рассуждал сразу после выборов о том, что будут делать неудачники президентской гонки, я слышал примерно следующее. Ну, генерал армии Мираб Кишмария, скорее всего, вернется к руководству Минобороны, тем более что в ходе гонки он фактически выступил союзником Хаджимба. С Дзапшба дело непонятней, но, наверное, какой-то пост он получит. А вот Бжания, по-видимому, вернется в Москву. Тем более что во время теледебатов 18 августа он ничего не ответил на прямой вопрос, останется ли в Абхазии в случае неудачи на выборах. Но 29 августа, отвечая на своей пресс-конференции в АРСМИРА на вопрос о дальнейшей деятельности на политической арене, Аслан Бжания сказал:
«Я не собираюсь уезжать из Абхазии. Я живу и буду жить в Абхазии, я намерен работать в Абхазии на благо нашей родины. В каком качестве – это уже другой вопрос».
В Абхазии же у него, по-видимому, два пути – или вернуться на должность председателя СГБ, но это зависит не только от его желания и вряд ли вероятно, или возглавить будущую оппозицию команде Хаджимба. И вот это уже в гораздо большей степени зависит от его собственного настроя, от ощущения того, насколько политика – его стезя, от того, насколько отпугнули его от этой стези «вода, огонь и медные трубы» президентской гонки или, наоборот, закалили. В конце концов, ему пока только 51 год…
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия