Ингушское руководство решило пойти по пути своих чеченских коллег. На встрече с жителями станицы Нестеровская глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров предложил снести бульдозером частные дома, чтобы расширить двор местной школы. Один из домовладельцев решился выступить против такого произвола.
На этой неделе в YouTube было выложено видео (на ингушском языке) открытия новой школы в станице Нестеровская Сунженского района республики Ингушетия. Юнус-Бек Евкуров после торжественной церемонии решил провести собрание станичников в актовом зале новой школы для обсуждения с ними вопроса о расширении территории пришкольного участка. Глава региона начал стыдить местных жителей за их пассивную позицию в этом вопросе. Мол, где ваша гражданская сознательность? Почему вы не можете заставить хозяев домовладений снести свои дома и расширить территорию школьного двора, в случае отказа – пригрозить им бойкотом?
Народ безмолвствовал. Когда Евкуров обратился к местным чиновникам с этим же вопросом, то получил ответ, что хозяева домов, находящихся рядом со школой, готовы продать их за 20 миллионов рублей. На несколько секунд в зале повисла тишина. Глубоко вздохнув, Евкуров произнес: «В таком случае есть только одно лекарство – бульдозер». Далее он подробно поведал о том, как будет дешево и сердито решить этот вопрос с помощью этого «лекарства».
И вдруг в зале раздался голос: «Продайте один из джипов из вашего кортежа. Этого вполне хватит, чтобы расширить территорию школы». Такой ответ явно не понравился Евкурову, и он потребовал, чтобы автор реплики встал. С места поднялся мужчина средних лет и сказал, что он хозяин одного из домов и считает методы Евкурова незаконными. После чего направился к выходу из зала.
Евкуров продолжил стыдить «кулака», не желающего отдать бесплатно свой участок станице. Хозяин повернулся и сказал, что не стоит забывать о том, что сегодня вы власть, а завтра будете такими же простыми людьми и с вас смогут спросить за этот беспредел. Такая дерзость вывела из себя охрану, но Евкуров приказал не трогать мужчину и дать ему спокойно уйти. После чего продолжил свою лекцию о пассивности местной общественности.
Это первый случай, когда кто-то решился ответить главе республики. До этого Юнус-Бек Баматгиреевич, бывало, требовал от местных жителей строить вскладчину не мечети и медресе, а школы и детские сады, и никто не решался напомнить ему, что люди платят налоги, а потому строительство такого рода объектов – обязанность государства, а не граждан.
Бульдозер в качестве «лечения» не редкость в Чечне. Кадыров, когда ему нужно что-то построить или перестроить, никого не просит и не стыдит – там просто сносят дом, улицу, а порой и целые кварталы, как это было в Гудермесе в 2010-м или в Аргуне в 2011 году. Не говоря уже о том, что в Чечне недопустима мысль о том, чтобы вслух возразить местному сатрапу. Смельчаки, решавшиеся на это, исчезали или оказывались за решеткой.
Ингушетия отличалась от Чечни. Однако, возможно, эти времена уже в прошлом. Продавать свои джипы ингушская власть, естественно, не будет, а вот бульдозер или трактор с плугом может прислать, как это было на прошлой неделе, когда распахали поле под Назранью, где местные жители поделили выделенную им в 2011 году городской администрацией землю. И они «вылечат» ваш дом.