Этот политический сезон в республике Южная Осетия обещал быть богатым на события, но не оправдал ожиданий. Югоосетинские эксперты прогнозируют институциональный конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти. Анатолий Бибилов, возглавивший новоизбранный парламент, обещал усилить его роль в политической жизни республики. Кроме того, спикер парламента не прочь в будущем пересесть в кресло президента.
Осенний политический сезон, обещавший быть динамичным, оказался на редкость скучным. Как-то скромно, я бы даже сказала, блекло смотрится главный идеолог воссоединения Южной Осетии с Россией, фаворит парламентских выборов Анатолий Бибилов, забравший на пророссийской риторике большинство депутатских мест в парламенте. Вопреки ожиданиям южных осетин, вопрос референдума о вхождении в состав России канул в Лету. Вместо исполнения предвыборных обещаний, среди которых было и решение проблемы трудоустройства молодежи, парламент отменил постановление правительства об увольнении госслужащих, достигших пенсионного возраста. Фактически этот указ и так не соблюдался, но рвение парламента породило слухи о том, что данное решение должно помочь президенту Тибилову порулить еще одну пятилетку.
Вопреки ожиданиям, не произошло «триумфального возвращения Джабелича». Экс-президент Эдуард Кокойты, в августе этого года вдохновивший своих сторонников громкими заявлениями о возращении в публичную политику, продолжает наблюдать за югоосетинской политикой из-за кулис. Ну а единственный на всю республику партийный тяжеловес – лидер коммунистов Станислав Кочиев, следуя заветам Ильича, уступил дорогу молодым, подав в отставку. Внутрипартийный кризис не преодолен в «Единстве». Есть ли шанс вдохнуть жизнь в тихо скончавшуюся бывшую партию власти – неясно, поскольку конфликт основных претендентов на лидерство в партии – Зураба Кокоева и Вадима Цховребова – из внутрипартийной разборки перерос в конкуренцию за пост мэра Цхинвала. Оба партийца в разные годы возглавляли югоосетинскую столицу и теперь пытаются торговаться с администрацией президента за место под солнцем.
Между тем Леонид Тибилов провел во власти уже ровно половину своего президентского срока. Впрочем, позитивных изменений в государстве немного, в основном из-за низкой эффективности команды главы государства. На этот раз президенту предстоит перейти Рубикон – по неофициальной информации, кадровые перестановки неизбежны. Желающих поучаствовать в предстоящих президентских выборах будет немало, потому Тибилову придется заручиться поддержкой дееспособных эффективных госслужащих, которых в его окружении можно пересчитать на пальцах одной руки. По неофициальной информации, своих должностей могут лишиться руководители СВР, МВД, Генпрокуратуры и администрации президента. Вместе с тем, как говорят мои источники, напряженность в окружении главы государства усиливает недавняя поездка Тибилова в Москву, точнее, то, что глава государства не счел нужным посвятить в детали московских встреч собственное окружение.
О президентских амбициях лидера «Единой Осетии» Анатолия Бибилова не говорит в республике только ленивый. Однако, по мнению моих собеседников, Тибилов попытается усидеть в президентском кресле, хотя его свита уже загодя занялась поисками альтернативного кандидата. По мнению моих источников, президентские выборы не будут обделены вниманием экс-президента Эдуарда Кокойты, бывшего лидера оппозиции Дзамболата Тедеева, спикера парламента Анатолия Бибилова и посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева. Судя по всему, югоосетинского дипломата всерьез опасаются в Цхинвале, поскольку кулуарные разговоры о смене Медоева ходят давно. Желающих представлять республику в Москве немало. Среди них Борис Чочиев, Мурат Джиоев, хотя мои собеседники прочат на эту должность первого замминистра иностранных дел Алана Цховребова. Кроме того, по неофициальной информации, острую конкуренцию югоосетинским политикам на предстоящих президентских выборах вновь может составить женщина. Впрочем, мои источники полагают, что действующий президент Леонид Тибилов смог заручиться поддержкой Москвы во время недавнего визита в российскую столицу.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия