Действительно ли в Южной Осетии обострились отношения между парламентом и правительством? По крайней мере так восприняли наблюдатели в республике решение югоосетинского парламента об отмене постановления правительства, предусматривавшего увольнение лиц, достигших пенсионного возраста.
В Цхинвале снова заговорили о конфликте спикера парламента с исполнительной властью – мол, депутаты единогласно (кроме одного законодателя) выступили против постановления правительства, демонстрируя самостоятельность и неподконтрольность президенту. Об ухудшающихся отношениях главы партии «Единая Осетия» Анатолия Бибилова с главой государства Леонидом Тибиловым заговорили еще весной, когда в Южной Осетии стартовала предвыборная кампания в парламент. Политическая конкуренция между ними с тех пор только усилилась.
Не добавило популярности двум политикам и закулисное бодание за шикарно отремонтированное здание парламента, куда югоосетинским депутатам вход заказан. Лично контролировавший ремонтно-восстановительные работы в здании, сгоревшем в 2008 году, глава президентской администрации Борис Чочиев препятствует возвращению парламентариев в родные стены – просторные кабинеты заняты сотрудниками администрации президента. Якобы из-за имущественных споров и разгорелся конфликт между спикером парламента и окружением президента. Дабы минимизировать вред от подобных недипломатических выпадов, парламентские партии недавно выступили с заявлением о взаимопонимании и конструктивном сотрудничестве с руководством республики. Впрочем, в минувшую среду все депутаты, за исключением лидера партии «Единство народа» Владимира Келехсаева, проголосовали за отмену набившего оскомину постановления правительства от 2007 года. Один из югоосетинских политиков попытался убедить меня в том, что устные заявления не более чем дымовая завеса, которая должна прикрыть усиливающиеся разногласия между президентом и спикером парламента.
Якобы Бибилову удалось заручиться поддержкой депутатов от партии «Ныхас», созданной свитой президента. Например, главы комитета по внешней политике и международным связям Игоря Кочиева. Судя по всему, остальные три депутата от «Ныхас» также лояльны спикеру парламента. Мне стало известно, что Бибилова поддерживает и часть депутатов из других фракций. Единственный парламентарий, проголосовавший против отмены постановления правительства – Владимир Келехсаев, до сих пор в нарушение закона совмещает должности главы администрации Джавского района и депутата. По мнению моего собеседника, Келехсаев поддерживает исполнительную власть, так как обязан этой самой власти и лично Борису Чочиеву всем. В завершение разговора мой собеседник объяснил лихо закрученную интригу, которой мог бы позавидовать сам Макиавелли, борьбой за электорат перед предстоящими президентскими выборами.
Вместе с тем поговаривают, что не все ладно в самой партии большинства. Якобы некоторые депутаты из «Единой Осетии» пытаются вести свою игру и выйти из-под контроля партийного босса. Спикер парламента Анатолий Бибилов называет эти разговоры теорией заговора. По его словам, никакого противостояния между ветвями власти нет:
«Решение об отмене постановления никак не связано с какой-либо конфронтацией между правительством и парламентом. Заключение по этому постановлению давали юристы. Они пришли к выводу, что оно не соответствует Конституции и Трудовому кодексу. После этого мы направили в правительство рекомендации по отмене постановления. Никакой войны между ветвями власти нет. Каждая выполняет свою работу», – подчеркнул Анатолий Бибилов.
Вполне возможно, что отношения спикера парламента с правительством и президентом вполне конструктивные. Однако в Южной Осетии народ превращен в безмолвного статиста, который ошибочно воспринимает закулисные интриги и дрязги как проявление «большой политической игры». Личные отношения чиновников подменяют собой политику, а югоосетинский политический ландшафт напоминает застиранное до дыр лоскутное одеяло, нежели искусно расшитое витиеватым кружевом цельное полотно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия