Представители неправительственного сектора из Сухуми, Цхинвали и Тбилиси вновь встретились в Ереване, чтобы обсудить перспективы гуманитарного и культурного сотрудничества. Участники круглого стола признали, что пока с трудом представляют полноценное взаимодействие в сфере культуры, тогда как гуманитарные отношения уже стали реальностью.
Очередная встреча грузинских, абхазских и осетинских журналистов и представителей НПО получилась полузакрытой. И дело тут вовсе не в формате. Абхазских участников дискуссии смутило присутствие в зале грузинских телекамер. В итоге абхазы настояли на своем, и операторам из Тбилиси пришлось дожидаться завершения встречи за дверями.
Журналисты и общественники из Сухуми, Цхинвали и Тбилиси (по четыре человека от каждой стороны) встречаются в Ереване уже в четвертый раз. В этот раз участники круглого стола говорили о гуманитарном и культурном сотрудничестве. Докладчик из Абхазии, журналист Роин Агрба почти сразу перешел к конкретике. По его мнению, грузины и абхазы могли бы сотрудничать в процессе восстановления абхазского архива, который был уничтожен во время войны:
«Целый народ, пусть даже малочисленный, был лишен исторической памяти. И также общеизвестно, что некоторые документы, рукописи, фото хранятся в тбилисских архивах и научно-исследовательских центрах. И, как нам кажется, настала острая необходимость реанимировать связи между научными кругами Грузии и Абхазии. Я думаю, что это возможно», – сказал Агрба и предложил для начала наладить сотрудничество через интернет. Для этого, по его словам, можно было бы создать специальный сайт.
С этим грузинские участники не спорили, но вот следующий вопрос вызвал у них некоторое непонимание. Дело в том, что жителям Абхазии практически невозможно получить зарубежные визы, если их российские паспорта выданы на территории самопровозглашенной республики. По словам абхазских участников, иностранные посольства учитывают в этом вопросе позицию официального Тбилиси. Изменить этот подход, по мнению журналистов из Сухуми, могли бы и их грузинские коллеги, чаще поднимая тему в местных СМИ. Ответила им представитель грузинской неправительственной организации «Институт регионального развития и сотрудничества» Тамар Кавтарадзе:
«Вот вы говорите пролоббировать эту тему в СМИ. Мне кажется, что у вас сейчас есть хорошая возможность самим дать интервью. Здесь есть представители разных СМИ. Вы сами можете донести свою позицию до грузинского общества. Почему вы от этого отказываетесь?» – недоумевала Кавтарадзе, по всей видимости, намекая на журналистов, которым пришлось покинуть зал.
Тему паспортов затронул и грузинский докладчик, журналист Дмитрий Авалиани. Он напомнил, что официальный Тбилиси в качестве альтернативы грузинским паспортам, которые не желают брать абхазы и осетины, предлагает им так называемые нейтральные документы. Они не содержат грузинской государственной символики, но признаются как Грузией, так и рядом других стран:
«Паата Закареишвили (госминистр по вопросам примирения и равноправия), будучи в оппозиции, называл эти документы (нейтральные паспорта) смешными. Он тогда выступал с инициативой признать югоосетинские и абхазские паспорта легитимными документами. Но в ранге министра он не только не отменил нейтральные документы, но сохранил, как он сам (Закареишвили) говорит, «возможность выбора для людей». Он также призвал другие страны признать эти документы», – сказал Авалиани, давая собравшимся понять, что позиция грузинских властей вряд ли изменится и в ближайшем будущем.
В качестве примера гуманитарного сотрудничества докладчик из Тбилиси рассказал о медицинском обслуживании жителей Абхазии и Южной Осетии в грузинских больницах.
Осетинский докладчик Алан Парастаев, в свою очередь, отметил, что никакие гуманитарные контакты невозможны, если между сторонами не будет элементарного диалога. Удачных проектов, которые, по словам Парастаева, помогают налаживать связи, не так уж много. Между тем встречи в Ереване, которые проводятся в рамках программы Coberm, финансируемой Евросоюзом, он считает таковыми:
«По моим наблюдениям, именно в программах Coberm занято наибольшее число граждан Южной Осетии из тех, кто вообще участвует в разных гуманитарных, двусторонних и НПО-проектах. Как так получилось, я не знаю. Может быть, даже стоит изучить этот аспект. Но опять-таки, учитывая тот момент, что не все захотят раскрывать свою активность в этом проекте», – сказал Парастаев, отметив, что в Южной Осетии сохраняется недоверие к грузинам и на встречи с ними там глядят с настороженностью.