Председатель Верховного суда Грузии подвел итоги своей работы. В феврале следующего года Константин Кублашвили покинет пост, который занимал последние десять лет. Сегодня он провел итоговую пресс-конференцию и рассказал о достижениях в судебной системе.
Человек, чье имя в Грузии в последнее десятилетие прочно ассоциируется с судебной системой, покидает свой пост. Константин Кублашвили возглавил Верховный суд спустя год после «Революции роз» и прихода к власти Михаила Саакашвили. В последующие годы суд под его руководством несколько раз подвергался реформированию, но при этом, вплоть до победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах в 2012 году, часто служил мишенью для критики и обвинений в предвзятости и политизированности.
После смены власти критика зазвучала уже из уст представителей бывшей правящей партии «Единое национальное движение». Правда, с некоторыми нюансами. «Националы» критикуют не столько систему, которую пока возглавляет их соратник (брат Константина Кублашвили – Павле Кублашвили является депутатом парламента от «ЕНД»), сколько отдельных судей. В «Нацдвижении» часто твердят о том, что вердикты, которые выносят те или иные арбитры в отношении бывших чиновников, лишены самостоятельности и диктуются сверху.
Вопрос о том, насколько судебную систему можно считать независимой, покидающему свой пост Константину Кублашвили сегодня задавали и грузинские журналисты. Председатель Верховного суда заступился за систему, хотя и признал погрешности.
«На какой ступени независимости стоит суд? Я думаю, что на очень высокой ступени. Это признает каждый, кто наблюдает за развитием системы. Как иностранные наблюдатели, так и местные. То, что суд сегодня независим, признают и представители власти. Есть некоторые изъяны, не отрицаю. Но они незначительны. Я бы сказал, что такие недостатки составляют пять-десять процентов», – подсчитал Кублашвили.
Председатель Верховного суда много говорил и о достижениях в системе за десять лет. Это финансовая независимость органа, возросший бюджет, внедрение страхования судей, создание электронной базы данных и выведение Верховного суда из-под прямого подчинения президенту. Также появилась новая система отбора и переподготовки судей, а рассматриваться иски стали быстрее и прозрачнее, продолжал Кублашвили.
«Хочу вам сказать, что тот, кто меня сменит, исходя из перечисленного мною, получит абсолютно новую систему. Плюс систему, свободную от коррупции. Это, наверно, самое большое преимущество, которое сегодня есть у судебной власти», – подытожил глава Верховного суда.
Не так позитивно грузинское правосудие оценивают в неправительственном секторе. Глава правозащитной организации «Приоритет прав человека» Лия Мухашаврия также следила за выступлением Кублашвили. Она считает, что суд и при прежней власти не был независимым органом, не стал таковым он и после прихода «Грузинской мечты».
«Несмотря на то, что вроде как были осуществлены законодательные изменения в этой области (правосудия), судьи так и не стали свободными внутри самой системы. Людей назначают под влиянием конъюнктуры. Продолжается давление со стороны исполнительной власти. Этот судейский корпус, к сожалению, не сможет стать свободным. Я не говорю, что нужно всех повыгонять, но очень важно обновить корпус (судейский)», – говорит Мухашаврия.
Кто сменит Кублашвили на посту, пока неизвестно. Новую кандидатуру на утверждение парламенту должен представить президент. Не исключено, что Георгий Маргвелашвили при подборе кандидатов проведет консультации с правительством. Для утверждения нового председателя Верховного суда требуется минимум 76 депутатских голосов. Сам Кублашвили сегодня сказал, что собирается остаться в правовой сфере. По его словам, он получил предложение работать за границей. Кроме того, ему предложили сотрудничество в ряде высших учебных заведений.