В Ингушетии в прошедшем году встречали Олимпийский огонь и принимали беженцев из Украины, вводили в строй новое жилье и социальные объекты, проводили международные спортивные мероприятия. Но не только этим запомнился уходящий год жителям республики.
В 2014 году ситуация в Ингушетии в целом оставалась стабильной. Достаточно сказать, что за весь год в жилом секторе было проведено три спецоперации, в ходе которых силовики применили оружие и убили подозреваемых. При этом только в одном случае, во время проведения спецоперации в селении Плиево, необходимость применения оружия вызвала сомнения у правозащитников.
Наряду с этим специальные мероприятия проводились силовиками и в лесных массивах, где также не обошлось без боестолкновений. Всего в прошедшем году, по данным ПЦ «Мемориал», убито не менее 16 человек, подозреваемых в причастности к НВФ. В то же время за этот же период погибло восемь сотрудников силовых структур. По данным республиканского Совета безопасности, в Ингушетии, как и в прошлом году, сотрудники правоохранительных органов не допустили ни одного теракта.
Еще одна очень важная положительная тенденция: за последние два года на территории республики не было зафиксировано ни одного случая насильственного исчезновения людей.
Несколько десятков человек задержаны по обвинению в пособничестве. Родственники некоторых из них обратились в органы прокуратуры с жалобами на фабрикацию уголовных дел и на применение пыток к их близким. По состоянию на 1 января 2015 года пока нет официального подтверждения по этим жалобам. Как и в случае с жителем с. Экажево Магомедом Аушевым, которого сотрудники полиции заподозрили в стрельбе из автоматического оружия во время следования свадебного кортежа. Аушев добровольно явился в отдел полиции, откуда, по его словам, был вывезен в неизвестное место и подвергнут жестоким пыткам.
Данный случай стал предметом для обсуждения во время встречи главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова с Советом старейшин и в ходе проведения им итоговой пресс-конференции. Руководитель региона отметил, что любое наказание должно осуществляться в рамках закона и исключительно в судебном порядке, и заявил, что инцидент, связанный с неправомерными действиями силовиков, возьмет под личный контроль. Он также считает неприемлемым применение незаконных методов преследования к родственникам членов НВФ, но в то же время требует от них активно воздействовать на своих детей с целью убедить вернуться к мирной жизни.
Кстати, Ингушетия фактически единственный регион на Северном Кавказе, где продолжает действовать комиссия по адаптации боевиков. Несмотря на то что активность ее работы в 2014 году заметно снизилась, сам факт наличия такой комиссии внушает оптимизм.
Хочется надеяться на то, что руководство республики обратит внимание и на проблемы, возникающие у Общественной наблюдательной комиссии, которая в соответствии с федеральным законом призвана осуществлять контроль за соблюдением прав людей, находящихся в заключении. Несколько раз в прошлом году у членов этой комиссии возникли проблемы с доступом в камеры к арестованным.
Среди заметных событий уходящего года – расселение беженцев из мест компактных поселений в г. Карабулак. Все они были закрыты по решению суда, но большинство жителей этих точек отказывались выезжать, ссылаясь на отсутствие другого жилья. По указанию главы Чеченской республики Рамзана Кадырова нескольким семьям чеченских беженцев из Карабулака выделили квартиры в Грозном. Но перед этим делегация из Чечни во главе с мэром Грозного Исламом Кадыровым приезжала в Карабулак для изучения ситуации на месте. Не обошлось без инцидента. Власти Ингушетии заявили о том, что визит делегации не был с ними согласован должным образом, на что противная сторона пожаловалась на попытки провокации со стороны местных властей. Развития конфликта удалось избежать.
Те, кто не получил квартиры в Чечне, рассчитывают получить помощь в Ингушетии. А это, ни много ни мало, более двух тысяч семей. Для этих людей по федеральной программе выделяются жилищные сертификаты и строятся многоквартирные дома. В конце декабря 2014 года 257 семей из списка нуждающихся получили квартиры в микрорайоне, построенном на окраине с. Яндаре. Еще 38 семей в 2014 году получили жилищные сертификаты. Справедливости ради надо отметить, что для того, чтобы сохранить свое место в сводном списке претендентов на помощь от государства, многим беженцам приходится неоднократно судиться с миграционной службой и Министерством по делам национальностей.
Доказывать в суде свое право на получение господдержки приходится и беженцам из Пригородного района Северной Осетии. Несмотря на заверения официальных осетинских властей о завершении процесса возвращения ингушских переселенцев, в Ингушетии еще остаются желающие получить право на обустройство по месту прежнего жительства.
По данным ингушского омбудсмена, жители республики стали больше жаловаться на нарушение их прав в социальной сфере, и меньше – на работу правоохранительных структур. Снижение количества жалоб на действия силовиков отмечают и правозащитники, но при этом указывают, что для сохранения положительной тенденции необходимо привлекать к ответственности всех, кто превышает свои должностные полномочия.