Депутат югоосетинского парламента от Народной партии Амиран Дьяконов обратился с ответным открытым письмом к политсовету партии «Единая Осетия». Дьяконов возмущен тем, что в заявлении, распространенном представителями парламентского большинства на прошлой неделе, оппоненты названы кучкой несостоявшихся деятелей, списывающих страшилки со штампов грузинского агитпропа.
В открытом письме, распространенном Амираном Дьяконовым от имени фракции Народной партии, сказано, что людей, указывающих на несоответствие проекта договора положениям Конституции республики, политсовет «Единой Осетии» обвинил в попытках срыва подписания интеграционного соглашения с Россией, обозвав кучкой несостоявшихся деятелей. Дьяконов интересуется, чем аргументированная критика документа, принятие которого, как сказано в письме, лоббирует партия большинства, напоминает страшилки «грузинского агитпропа». Депутат отмечает, что «Единая Осетия» подрывает легитимность интеграции с Россией, так как любой нормативный акт, противоречащий конституции, «юридически ничтожен». Он обвиняет парламентское большинство в попытках поставить партийные интересы выше закона. В разговоре со мной Амиран Дьяконов говорит, что представители «Единой Осетии» зря стараются присвоить себе звание идеологов объединения осетинского народа:
«Принимая во внимание правовую несостоятельность любого нормативного акта, противоречащего конституции, у нас возникли вопросы. Если это делается специально, то надо озвучить, зачем они это делают. Я не считаю, что партия «Единая Осетия» является отцом-носителем идеологии и реализации неотъемлемого права осетинского этноса жить в едином военно-политическом и социально-экономическом пространстве в рамках цивилизационного центра российского государства. Данная идея закалена кровью многих поколений истинных патриотов осетинского народа».
Председатель Народной партии Александр Плиев не столь резок в суждениях. Он пояснил, что хоть и входит в состав политсовета, но в рабочей группе по совершенствованию документа не состоит. По словам Плиева, это его не смущает, так как все предложения в политсовете обсуждаются и у него есть возможность высказать свое мнение. По словам лидера «народников», его партия подготовила свой вариант проекта договора, в котором предлагается создать совместную с Россией армию, МВД, а не просто передать их российской стороне:
«Мы предлагаем создать совместно, а не передавать в ведение Российской Федерации, как это прописано в распространенном «Единой Осетией» варианте. Тот вариант, который предлагал Анатолий Бибилов, мы с самого начала оспорили, поскольку положения договора противоречат нашей Конституции. Мы считаем передачу Российской Федерации югоосетинских Минобороны и МВД неправомерным. Это противоречит и Доктрине национальной безопасности России, утвержденной президентом Путиным. Мы не можем понять, почему партия большинства в парламенте предложила такие формулировки. Со всеми остальными положениями проекта договора мы согласны и поддерживаем».
По словам Александра Плиева, рабочая группа, возглавляемая руководителем администрации президента Южной Осетии Борисом Чочиевым, учитывает предложения «народников». Он говорит, что многие выступают за совместную деятельность Минобороны и МВД, а не их механическую передачу российской стороне.
Не согласен с критикой оппонентов спикер югоосетинского парламента Анатолий Бибилов. Он считает, что позиция Амирана Дьяконова не отражает мнения всей Народной партии:
«Это заявление показывает определенное недопонимание у его автора статей Конституции и тех идей, которые вынашивает наш народ на протяжении столетия, когда Осетия была разделена в 20-е годы прошлого века. Когда мы обсуждали этот проект в парламенте, депутаты от Народной партии не предъявили свои возражения. Но если они есть, то пусть нам их представят. Хочу разъяснить, что основа обсуждаемого проекта договора и есть тот самый контур безопасности, который предстоит заключить с Россией. И если «народники» хотят убрать этот комплекс мер, то весь договор сводится на нет. Общественные и политические деятели, эксперты, обсуждающие этот договор, сходятся во мнении, что он необходим».
По словам Анатолия Бибилова, реакция «народников» ему непонятна, поскольку предложенный вариант договора не противоречит Конституции Южной Осетии. Бибилов говорит, что новый договор не отменяет уже имеющиеся многочисленные межгосударственные соглашения, подписанные с РФ в 2008 году, а дополняет их. Таким образом, по его мнению, южные осетины смогут реализовать стремление к максимальной интеграции с Россией.
Спикер югоосетинского парламента также пояснил, что в распространенном его партией заявлении критиковались некоторые доморощенные эксперты, выступающие против подписания документа и не обладающие при этом достаточным профессионализмом. «Мы общаемся с народом и знаем его настроения. Если бы это было не так, мы не выступали бы с такими предложениями. Почему Амиран Дьяконов воспринял наше заявление на свой счет, мне сложно комментировать. Если он относит себя к «кучке несостоявшихся деятелей», то мне жаль», – отмечает спикер парламента:
«Мы подразумевали лиц, которые не состоят в общественных либо политических организациях, поэтому не могут претендовать на общенациональное мнение. Да, они имеют право на личное мнение, но кого они представляют? Противники договора – это единицы. Активное меньшинство пытается повлиять на пассивное большинство».
По мнению Анатолия Бибилова, «есть понимание того, что подписывать договор необходимо, от того и такое спокойное отношение к этим провокационным пассажам меньшинства».
Несмотря на острую полемику, разгоревшуюся вокруг проекта договора, никто из политических сил Южной Осетии не ставит под вопрос необходимость интеграции с Россией. По мнению спикера югоосетинского парламента, соглашение будет подписано вовремя, в первой половине февраля этого года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия