Accessibility links

«Осетию надо воссоединять»


Большинство экспертов высказывается за максимальную интеграцию республики с Северной Осетией, вплоть до объединения двух частей Осетии
Большинство экспертов высказывается за максимальную интеграцию республики с Северной Осетией, вплоть до объединения двух частей Осетии

В Северной Осетии внимательно следят за дискуссией, развернувшейся в Цхинвале вокруг подписания договора о союзничестве и интеграции с Россией. Большинство экспертов высказывается за максимальную интеграцию республики с Северной Осетией, вплоть до объединения двух частей Осетии. В меньшинстве оказались те, кто опасается, что следствием подписания соглашения станет усиление международного давления на Москву.

Лидер общественной организации «Дарьял» Гаирбек Салбиев изучил все проекты договора, обсуждавшиеся в Южной Осетии. Он не видит поводов для скандала:

«Суверенитет республики никто не отзывает, гражданство республики как было, так и остается. Вооруженные силы переходят под управление России, но остаются вооруженными силами Южной Осетии. Как можно говорить о сохранении суверенитета, если силовой блок переходит в ведение РФ? Толковать можно как угодно. Если есть желание, создать почву для скандала можно из чего угодно. После заключения договора последуют дополнительные соглашения, и эти вопросы решаемы».

Гаирбек Салбиев уверен, что воссоединение осетинского народа обязательно произойдет, но считает, что не следует искусственно торопить этот процесс:

«Процесс воссоединения нельзя определять временными сроками и загонять в рамки сроков. Этот процесс должен происходить естественно. Договор о союзничестве и интеграции – это серьезный шаг к этому. Я думаю, все люди, кто считает себя осетинами, смотрят в будущее в одном сообществе».

«Осетию надо воссоединять»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:35 0:00
Скачать

За упразднение границы между двумя частями Осетии выступает бывший заместитель командира осетинского батальона смешанных миротворческих сил в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта Тамерлан Цомаев:

«Это нонсенс. Мы ездим к своим братьям, как к иностранцам. Такого быть не может. Осетию надо воссоединять и объединять. Те, кто стоит на позиции сохранения самостийности, я думаю, этот квасной их патриотизм зиждется на гипертрофированном самомнении. Необходимо интегрировать силовые структуры в федеральные. Это надо делать. Будем говорить объективно: Южная Осетия дала много талантов и великих людей, но вместе с тем там вырос и криминалитет! Я думаю, что порядок (надо) наводить и с помощью федеральных силовых структур, и на основании законодательства РФ, в том числе и уголовного. Учитывая геополитический расклад, напряженность вокруг РФ, безобразие на юго-востоке Украины, я думаю, что осетинский вопрос будет решен».

Тамерлан Цомаев считает, что югоосетинские политики увлеклись играми в большую политику:

«Я хочу сказать одно: надо перестать баловаться и играть в якобы большую политику. Нужно понимать, что малые народы, хотим мы этого или не хотим, обязательно прислоняются к более сильным государственным образованиям. Те, кто там пытается греть свой пуп самостийный, только вредят своему народу».

Лидер международного движения «За единую Осетию» Алихан Хугаев не видит необходимости в подписании нового союзного договора с Россией. Он опасается, если Москва подпишет документ в нынешнем виде, ее обвинят в нарушении норм международного права:

«Надо, чтобы договор не противоречил ни Конституции Южной Осетии, ни Конституции Российской Федерации. В целях безопасности можно пойти на создание объединенной группировки (войск). Но передавать в ведение иностранного государства атрибуты государственности – это нелепо. И на это никто не пойдет. Это взбаламутит всю республику! Они не выдержат никакой правовой экспертизы. Я еще раз повторяю: заключение договора – это не самоцель. Договор, заключенный 17 сентября 2008 года, не исчерпал себя. А заключение вот в таком порядке и при таком ажиотаже нового договора – я не вижу никакой целесообразности и никакой необходимости (в этом). Это противоречит здравому смыслу. Негоже высшим политическим деятелям Южной Осетии высказывать такие нелепые, незрелые, скороспелые заявления: «вот войдем в Россию!» Есть международное право! России сейчас вот этого только не хватало в сложившейся ситуации! Мы восстановим против себя все международное правовое поле. Нельзя этого делать, и надо всякие разговоры на эту тему прекратить».

– Вы возглавляете движение «За единую Осетию!» Что сейчас мешает интеграции южных осетин в Россию?

Алихан Хугаев: «А интеграция уже идет между творческими союзами, но в нынешней ситуации, после подписания договора 17 сентября, никто на Южную Осетию не посмеет и не собирается нападать. Не надо этими страхами спекулировать и будоражить народ!»

Доктор исторических наук Валерий Дзидзоев, наоборот, поддерживает подписание договора об интеграции. По его мнению, Южная Осетия не сможет сохранить суверенитет без гарантий безопасности со стороны России:

«Проблема намного глубже и серьезнее, чем кажется и Давиду Санакоеву, и другим очень уважаемым молодым политикам. Суверенитет Южной Осетии невозможно сохранить без помощи Российской Федерации. Это аксиома для любого трезвомыслящего политика, ученого. Южная Осетия самостоятельно в состоянии сохранить свою независимость? Они исходят из благих пожеланий, а за этим нет реальной подоплеки. Речь идет о том, чтобы Южная Осетия сохранила себя как осетинская земля, чтобы мы передали ее следующим поколениям. На Южную Осетию посягают сейчас. Российская Федерация как гарант независимости Южной Осетии испытывает сильнейшее давление. Когда такой договор подпишут, есть больше гарантий того, что на РЮО не хлынут какие-то агрессоры – ни Грузия, ни другие страны, которые хотя поглотить Южную Осетию и Абхазию. С 2008 года много красивых разговоров о независимости, но практически сделано очень мало. Тибилову, слава Богу, что-то удается, но это мизер по сравнению с тем, что надо достичь. Самостоятельно эти проблемы нельзя решить».

Дзидзоев считает, что сторонники сохранения независимости «находятся в эйфории от собственного суверенитета»:

«Они не хотят понимать, что суверенитет связан с защитой со стороны Российской Федерации. Что, собственные вооруженные силы в состоянии сдерживать внешний натиск? Они же не в состоянии! У президента Южной Осетии нет реальных возможностей отстаивать вооруженным путем суверенитет РЮО. Ему нужна поддержка, и нет лучшей поддержки, чем РФ. Те, кто критикует Тибилова за такой поступок, или не видят чрезвычайно большую опасность для юга Осетии, либо они авантюристы. Одно из двух».

Депутат североосетинского парламента от партии «Патриоты России» Виталий Чельдиев не согласен с мнением, что передача полномочий силовых ведомств и армии России противоречит интересам югоосетинского народа и букве конституции. Он говорит, что законы можно переписывать для защиты интересов государства:

«Основная часть граждан РЮО всегда видела себя в составе объединенной Осетии в России. Тем политикам, которые сейчас появились в РЮО и говорят о сохранении государственности, я бы задал вопрос: а они забыли, благодаря кому появилась государственность? Не надо забывать, что если бы не РФ в 2008 году, мы не рассуждали бы сейчас о путях развития государственности. Надо приветствовать подписание договора с РФ, в этом будущее Осетии. Цхинвалу не удастся подписать документ, аналогичный абхазскому. У Абхазии есть выход на море, воздушные, железнодорожные и автомобильные пути. Чем обладает Южная Осетия? Где ее экономическая самостоятельность? Разве у нее есть собственные средства на содержание армии, МВД? Нет. Тогда как можно за счет России говорить: «Вы нам деньги давайте, а мы будем самостоятельны». Так не бывает. Наша партия считает, что правильный путь – передача всех силовых структур в ведение РФ», – говорит Виталий Чельдиев.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG