Бывший лидер Компартии Южной Осетии Валерий Казиев только сегодня узнал о том, что министр иностранных дел республики накануне подал на него в суд. Казиев считает, что чиновник неверно истолковал его слова. Давид Санакоев между тем обвиняет экс-лидера коммунистов в клевете за то, что тот причислил его «к националистическим и прогрузинским силам».
Многие в Южной Осетии одобряют намерение Давида Санакоева судиться с экс-лидером коммунистов, поскольку в республике широко распространены голословные обвинения. Министр иностранных дел счел клеветническим и порочащим его репутацию заявление, распространенное 13 марта от имени Компартии, в котором была высказана поддержка вотуму недоверия в отношении Санакоева со стороны парламентского большинства. В частности, в нем сказано:
«Несмотря на противодействие с его стороны и со стороны других националистических и прогрузинских сил, договор, выводящий наши отношения с братской Россией на качественно новый интеграционный уровень, прошел все необходимые процедуры согласования и будет в ближайшее время подписан президентами Южной Осетии и России».
Валерий Казиев считает, что Давид Санакоев «исказил смысл заявления». Он называет обвинения в клевете безосновательными. Экс-лидер коммунистов говорит, что об иске министра иностранных дел узнал только сегодня от друзей и что из суда или Генпрокуратуры ему пока никто не звонил:
«Я сам в шоке, почему Санакоев подумал на себя. Там вообще про него я не говорил, что он прогрузинский. Я говорил о тех силах, которые внутри у нас есть, прогрузинские силы в республике. Я Давида Санакоева к таким силам не причислял. Я сделал свое заявление, что поддерживаю «Единую Осетию» в каких-то политических решениях».
Валерий Казиев еще раз повторяет, что считает, что в республике есть прогрузинские силы, но министра иностранных дел к ним не относил.
Во время дискуссии вокруг проекта договора о союзничестве и интеграции с Россией бывший лидер Компартии поддержал позицию «Единой Осетии» о максимальной интеграции, в то время как другие непарламентские партии высказались за так называемый абхазский вариант договора, опубликованный в СМИ Давидом Санакоевым. Валерий Казиев также поддержал решение парламентского большинства о вынесении вотума недоверия главе МИД, раскритиковав Давида Санакоева. В тот же день Бюро Компартии выступило с опровержением, обвинив Казиева в злоупотреблении должностными полномочиями и уточнив, что коммунисты не разделяют взгляды своего лидера. Впрочем, лидером после этого он оставался недолго. Спустя три дня на пленуме Казиева отстранили от должности. Вот что он говорит о собственной отставке:
«У нас в ЦК 37 членов. Без моего ведома собрали 20 человек, 11 проголосовали против меня, и меня как бы сняли. Остальные члены ЦК не знали, что собирается пленум. Их никто не оповестил. Официально претензии ко мне были в нарушении устава партии, но это был заговор. Есть у нас в партии разные люди. Это и Станислав Яковлевич, бывший лидер. Я не хочу обо всех говорить, может, позже. На пленуме могут решать такие вопросы, но из 37 человек хотя бы должны присутствовать 30. Они решили, что сняли меня из Бюро, сейчас я остаюсь членом ЦК партии. Съезд будет, и, может, я сам уйду, посмотрим. Но решение пленума нелегитимное, мое отстранение незаконно».
По мнению моих источников, опала Валерия Казиева вызвана обострившейся внутриполитической борьбой. Они считают, что бывший лидер коммунистов поплатился за поддержку «Единой Осетии». Мои источники говорят, что посредством «санакоевского иска» власть дает понять оппонентам, что критиковать ее нельзя.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия