Accessibility links

Кто не с нами, тот смолчит


Вадим Дубнов
Вадим Дубнов

История про то, как на заседании грузинского парламента депутат Самвел Петросян поссорился с депутатом Азером Сулеймановым могла стать хотя бы трагикомедией. Но депутаты-однопартийцы даже не подрались, и в очередной раз подтвердилось, как легко трагедию превратить в забавный фарс.

Депутаты поспорили о геноциде, будто на радость тем, кто и прежде с улыбкой относился к единству бывшей партии власти вообще и к национальному единству в ее названии в частности. При размытости идейных расхождений между властью и оппозицией депутаты дали настоящей урок большой политической полемики. Жаль только, что ни к Грузии, ни к сегодняшнему дню она вообще ни малейшего отношения не имеет.

И не должна. Но человек из армянонаселенного анклава Грузии обязан был схлестнуться по этому вопросу с человеком из анклава, населенного азербайджанцами. Иначе жители анклавов, командировавшие своих посланников вершить законы, сочли бы их молчание национал-предательством. Потому что таковы правила игры. И все ее участники, вопреки исходной логике, обязаны исходить из того, что и для места, и для времени нет ничего важнее.

А те, кто так не считает, – либо предатели, либо кощунствующие. Хуже оппонента из противостоящего анклава.

Где еще столько перепутано, как не в историях массовой скорби?

24 апреля в Ереване пройдет грандиозное действо. Будет много людей, музыки, цветов и речей. На эту грандиозность, в которой рискует утонуть главное и потаенное, Армения и мир были обречены с самого начала, и никто не виноват. Никто не виноват в том, что вся Армения, забыв о поводе, восторгалась патриотизмом Ким Кардашьян, которая в одночасье стала соотечественницей такой же великой, как и сам Шарль Азнавур, просто потому, что приехала на историческую родину будто бы в тяжелейший для нее час и даже привезла с собой поющего мужа, которого вся Армения умильно стала называть «нашим зятем». Бывает. Ничего страшного. Ничего ведь не могут сделать организаторы очередного 9 мая с тем, что в хмельном разгуле народных гуляний и толще прочей пошлости все равно неистребимо пока настоящее – неспособность вместить в себя понимание, как в одночасье на земле становится на 50 миллионов человек меньше. В Ереване 24 апреля к мемориалу ходят люди безо всяких церемоний, и цветов здесь всегда столько, что уже не так и важно, сколько их по числу жертв – миллион, полтора миллиона, два.

Но каждый раз важно, а сегодня особенно: что скажет Обама? Как хорошо, что правильные слова сказал чешский сенат и, конечно, армяне из Австралии, а уж заявление Папы Римского – просто историческая победа, значимость которой утраивается от того, что Анкара отозвала посла из Ватикана, потому что не получается просто скорбеть, надо обязательно доказывать, и совершенно неважно, для чего.

Наверное, для многих это, действительно, важно – чтобы случившееся упокоилось в истории, но непременно в статье с названием «геноцид». Кому-то важна месть, и это тоже понятно. Люди, которые помнят имена прадедов, имеют право не считать историей то, что для них незакончено. Это понятно. Понятны и сомнения официального Тбилиси, ехать ли в Ереван, а если ехать, то кому, и как там вести себя с Путиным, если случайно встретится. Жизнь ведь продолжается, правила игры требуют делать вид, что истории не существует, и даже аналогичные рефлексии Москвы тоже понятны. Евразийский союз или «Турецкий поток»?

Все понятно: признать геноцид – правильно и гуманно, не признавать – значит, вставать на сторону палачей. Но это только кажется, что все просто, и даже если знать, что ничего простого в истории не бывает, в день скорби есть только цветы по числу жертв, которые невозможно сосчитать. Нет, усомниться в словах и числах – это не вопрос человеческого, это значит, поставить под сомнение армяно-российскую дружбу. Практически спровоцировать майдан в Ереване.

Истории нет, это опасные выдумки тех, кто хочет украсть у нас великую победу, узаконить в Киеве хунту и увести Армению на Запад, который, кстати, виноват в геноциде – нет, разве не слышали? Папа Римский, фактически признав геноцид, сравнил его устроителей с Гитлером и Сталиным, и все, в общем, согласились, ибо с чем, казалось бы, спорить в день скорби за две недели до 9 мая. Не с чем. И некому. Кроме Турции, что понятно. И России, в том числе «России сегодня», которая нашлась, что ответить курии: мерзость перед богом, вот что такое эти ваши сравнения!

Что тоже, выходит, понятно.

Невеликие люди хорошо знают цену величию, которое они выиграли сторожить: все можно и все спишется. И кто против, тот смолчит. Самвел Петросян и Азер Сулейманов, ссорясь там, где их ссора не стала даже трагикомедией, были очень серьезны. Это даже не на войне как на войне. Это – работа есть работа.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG