Сегодня на границе Южной Осетии и Грузии состоялась очередная, 54-я встреча в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ). В ней традиционно приняли участие грузинская и югоосетинская делегации, а также представители миссии наблюдателей Евросоюза и других международных организаций.
Сегодняшняя встреча мало чем отличалась от десятков других, проводимых в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них. Среди прочего обсуждался и «сезонный» вопрос. Как рассказал глава югоосетинской делегации Хох Гаглойты после встречи, югоосетинская сторона напомнила участникам о приближающемся сезоне сбора клекачки. Традиционно в это время увеличивается число задержаний жителей приграничных районов за незаконное пересечение границы. Говорит Хох Гаглойты:
«Мы призвали грузинскую сторону и довели до сведения всех участников, что если представители грузинской полиции активно проведут разъяснительную работу с местным населением по линии прохождения территории Южной Осетии, о невозможности и нежелательности ее пересечения, это максимально снизит количество задержаний в предстоящий период. Более того, для того, что свести возможность трактовок этого вопроса грузинской стороной (к минимуму), мы конкретно обозначили местности. Это всегда одни и те же места, где происходят задержания, – это южные и юго-восточные окраины Знаурского района. Практика покажет, провели они эту работу или нет. Это будет зависеть от количества задержаний. Я не увидел со стороны грузинских представителей понимания целесообразности разъяснительной информационной работы с местным населением. Да, бывает, что люди по незнанию переходят границу».
Директор информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шалва Энукидзе, отвечая на вопрос о том, как грузинская сторона работает с жителями приграничных с Южной Осетией сел, рассказал лишь о раздаче населению дров, газификации и скидках на электроэнергию. Что касается задержаний людей при незаконном пересечении границы, работа начинается только по факту, сказал он:
«Нужно сказать, что при фактах задержания очень эффективно работает горячая линия. Также очень помогает миссия Евросоюза. Осетинская сторона активно работает над тем, чтобы оперативно информировать грузинскую сторону о задержании и идентификации лиц».
Один из вопросов, поднятых грузинской стороной, опять-таки касался обустройства границы. В данном случае внимание привлекли рвы поперек некоторых проселочных дорог. Оказалось, что они были вырыты жителями приграничных с Грузией осетинских сел в целях безопасности. Как отметил Хох Гаглойты, после проверки выяснилось, что все они находятся на территории Южной Осетии. Чтобы избежать недоразумений, он в очередной раз призвал создать совместную грузино-осетинскую комиссию по демаркации границы:
«Стоит предполагать, что такие вопросы по периметру территории Южной Осетии периодически будут возникать. Если действительно иметь желание и намерения исключить разночтения по тем или иным местностям, то единственно правильным решением в этой ситуации является создание совместной комиссии по делимитации и демаркации, начало совместной работы. Итоги этой работы не будут создавать условий для конфликтности и разночтений по тем или иным территориям».
Во время перерыва спецпредставитель ОБСЕ на Южном Кавказе Анджело Гнедингер пообщался с родственниками пропавших без вести в октябре 2008 года молодых осетин – Солтана Плиева, Алана Хачирова и Алана Хугаева. ОБСЕ работает с грузинскими следственными органами, однако подвижек в этом вопросе пока нет.
Следующая встреча в рамках МПРИ состоится 25 мая.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия