Прошли неполные двое суток с тех пор, как речка Вере в Тбилиси принесла беду жителям города. Примечательно, что от наводнения, разрушившего десятки домов и объектов инфраструктуры, пострадали не только столичные, но и жители окрестных сел. В ночь на 14 июня наш тбилисский корреспондент записывал очевидцев событий и людей, пострадавших от стихии.
Фике и Тине Сардарян относительно повезло: ровно неделю назад в их дом проникла вода, поэтому они ночевали у соседей. По их словам, стремительный поток воды, несший вырванные с корнем деревья, грязь и камни, фактически мгновенно снес их дом. В итоге сохранился лишь фрагмент задней стены, говорит Тина Сардарян:
«Неделю назад нас слегка подтопило, приходили из мэрии, обещали укрепить дом, дали денег на проживание во временной квартире. Однако теперь дома нет, и хотя власти обещали отстроить жилье на этом же месте, мы против. Нет никакой гарантии, что такое не повторится. Нас понемногу затапливало довольно часто, но подобного не происходило уже 35 лет. Теперь мы остались на улице, я с дочерью живу у соседей, а супруг с двумя сыновьями в другом районе. Мы просим другого жилья, власти обещали помочь».
Софио Хархелаури в ту злополучную ночь чудом спаслась с двумя малолетними детьми. В эвакуации ей помогали полицейские, вспоминает она:
«Наш двухэтажный дом не унесло, но фундамент размыло, и жить теперь с двумя детьми там опасно. Неделю назад вода тоже поднялась, и власти предложили нам поискать альтернативное жилье, выделив 300 лари. Этого оказалось очень мало, за такую цену найти жилье невозможно, так что мы остались без крыши. Ночью уровень воды поднялся так стремительно, что я с детьми едва успела добежать до машины. Тут появился патруль, который помог нам эвакуироваться в более безопасное место. Сейчас мы временно проживаем в гостинице за счет мэрии. Никакой конкретики мы от властей города не услышали, поэтому находимся в полной растерянности. Таких, как я, в гостинице 45 человек».
Чтобы оценить масштаб разрушений вне города, я поднялся вверх по течению Вере в местечко Напетвреби. В прошлом там находилась крупная животноводческая ферма, однако теперь на ее месте не осталось ничего, даже фундамента. Владелец теперь уже бывшего комплекса Сосо Барджадзе говорит, что его ущерб исчисляется сотнями тысяч лари:
«Выше по течению произошел оползень, который преградил путь реке, затем прорвало образовавшуюся дамбу, и эта масса хлынула в русло реки. От двухэтажной фермы из железобетона не осталось ничего. Судя по отметке воды на скале, уровень воды поднялся на шесть метров. Общая площадь снесенных построек составляет около 400 квадратных метров, унесло 32 коровы, около 50 свиней и 200 кур. Утром нашли непонятно как выжившего поросенка. Сумма ущерба превышает 250 тысяч лари. Счастье, что пастухи не ночевали в специальной комнате, иначе не обошлось бы без жертв».
По словам Сосо Барджадзе, из всего хозяйства у него остались лишь улей и небольшой парник, которые размещались выше затопленной зоны. Имущество его не было застраховано, а из властей к нему пока никто не приходил. В районе нет газа и света.
Еще один очевидец катастрофы в Напетвреби – Нино Диасамидзе. Служащая местного ресторана пытается рассказать об истинных масштабах произошедшего в ту ночь:
«Я ночевала в подсобном помещении, когда меня разбудил ужасный грохот. Река неслась с такой силой, что я не знала, куда бежать. Потоки воды охватили постройку, в которой мы находились, со всех сторон, и мы успели перебежать в верхнее здание, а то, где мы находились перед этим, снесло. Но оказалось, самый большой кошмар ждал нас впереди: к гулу реки прибавился звук, напоминающий свист самолета. Потом мы узнали, что это рухнула гора, и вот все эти звуки привели нас в полную панику».
По официальным данным, наводнение в ночь на 14 июня унесло жизни 13 человек, сотни жителей столицы Грузии остались без крова, а общий материальный ущерб, по предварительным оценкам Минфина Грузии, уже превысил 22 миллиона долларов.