Парламент Южной Осетии на сегодняшнем заседании принял поправки в закон «О политических партиях», предложенные партией «Единство народа». Депутаты проголосовали, в частности, за увеличение необходимого минимума числа членов партий, требующихся для регистрации, с нынешних 300 до 500. Между тем в Южной Осетии создана еще одна партия.
Большинство депутатов поддержали инициативу партии «Единство народа» о внесении изменений в закон «О политических партиях». Против закона выступил только один депутат – как ни странно, представитель фракции «Единства народа». Еще четверо парламентариев воздержались, остальные – проголосовали «за». Теперь, согласно регламенту, поправки отправлены на подпись президенту. Если он одобрит закон в новой редакции, то изменения вступят в силу.
Лидер партии «Единство народа», депутат Владимир Келехсаев объясняет смысл предложенных поправок:
«Нововведение станет побудительным мотивом для партий активизировать свою деятельность и в целом будет способствовать становлению более мощных политических партий. Если партия не сможет набрать 500 членов, то на какие выборы она может идти и что собирается предлагать народу?!» – сказал Владимир Келехсаев.
Депутат парламента от «Единой Осетии» Петр Гассиев считает, что увеличение необходимого минимума числа членов партий позволит избирателю избежать навязчивых идей партий-однодневок, которые зачастую создаются с деструктивной целью и способствуют обострению внутриполитической обстановки. По словам депутата, поправки к закону позволят сформировать более стабильную политическую систему:
«Во время предвыборной кампании в парламент многие избиратели толком не смогли разобраться в том большом количестве партий, которые у нас созданы. Многие наши граждане, избиратели были недовольны тем, что, несмотря на разнообразие названий, никакой серьезной политической программы многие не смогли предложить. И многие из них существуют только номинально, это «технические» партии. Теперь Минюст ужесточит требования, будут проверки. Думаю, что количество партий сократится и партии-однодневки перестанут появляться на политической арене республики».
Вице-спикер Руслан Тедеев, депутат от «Единства народа», напомнил, что:
«Республика находится в зоне нестабильности, где сталкиваются интересы великих держав. При этом РЮО находится на границе соприкосновения геополитических игроков. На данный момент та сторона, которая действует против нас, не может вести открытых боевых действий, единственным способом воздействия на ситуацию в Южной Осетии для нее остается финансирование различных неправительственных организаций и политических сил. Поэтому наше законодательство должно создать барьеры для прохождения на политический Олимп таких партий, которые могут финансироваться извне».
Инициатива партии «Единство народа» о внесении изменений в закон, по мнению Петра Гассиева, не вызовет обострения социально-политической ситуации в республике:
«Такие опасения высказала фракция Народной партии. Но мы категорически с этим не согласны, «Единая Осетия» полностью поддержала «Единство народа». На примере того же Координационного совета политических сил, который, кстати, нигде не был зарегистрирован, – в него вошли и депутаты Народной партии, и во время обсуждения проекта договора между Южной Осетий и Россией этот совет создал такое мнение, что якобы в него входит более 20 политических и общественных организаций. При этом указанные там люди – многие из них вообще ничего не знали, что их туда включили, и о создании такого совета тоже не знали. Однако этот совет создал видимость того, что в народе есть какие-то протестные настроения, которых на самом деле не было. Фактически большинство населения Южной Осетии уже состоит в каких-то партиях, они зарегистрированы, но протестного электората по вопросу договора как такового не было и нет. Некоторые просто высказывались по государственным вопросам от лица народа или части электората. При этом, как правило, зачастую лидеры квазипартий пытаются выдать свои субъективные мнения за мнение народа и преследуют личные амбиции».
В отличие от российского закона о политических партиях, югоосетинские парламентарии допустили возможность участия военнослужащих в политических организациях при условии, что сотрудники силовых ведомств не станут использовать свое служебное положение. Один из пунктов поправок, запрещавший военнослужащим состоять в политических партиях, по мнению главы комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Олеси Кочиевой, противоречил другим статьям закона – о том, что право граждан на членство в политических партиях не может быть ограничено из-за профессиональной принадлежности. Поэтому парламент предоставил руководству силовых ведомств право самим определять возможность для сотрудников состоять в политических партиях на уровне внутренних регламентов.
Между тем в Южной Осетии создана еще одна новая партия. Минюст зарегистрировал политическую партию «Ассы». Как рассказал мне ее председатель Анатолий Хугаев, о поправках в закон он ничего не знает, но нововведений не боится. При необходимости, по его словам, он сможет набрать в свои ряды и 500 человек. Учредителями «Ассы» выступили действующие чиновники, научные сотрудники, бизнесмены. По словам Хугаева, автора книги «Асы-Осы-Росы-Ясы», цели у партийцев самые благие – восстановление экономики республики и сохранение национальной идентичности:
«Предки наши – ассы! И мы поэтому хотим после восстановления республики заняться изучением своей истории, этногенезом. Нас интересует не только экономика, но история. История и политика, они вместе связаны».
Однако мой собеседник так и не смог ответить на мой вопрос, в чем заключается необходимость создания новой политической организации и почему нельзя было объединиться, например, в клуб энтузиастов-краеведов?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия