Вокруг одной из ведущих телекомпаний Грузии «Рустави 2» разгорается скандал. На все ее активы и имущество наложен арест по требованию одного из бывших владельцев компании, бизнесмена Кибара Халваши. Пару дней назад он обратился с иском в суд, в котором некогда приближенный к лидерам бывшей партии власти – «Нацдвижения», бизнесмен утверждает, что отказаться от телекомпании «Рустави 2» в 2006 году его вынудил сам президент Михаил Саакашвили. Нынешние владельцы канала расценивают происходящее как попытку правительства «Грузинской мечты» завладеть независимым СМИ.
«Будет широкомасштабная правовая война и не только», – пообещал исполнительный директор телекомпании «Рустави 2» Ника Гварамия в ответ на арест всего имущества и активов телекомпании. Уведомление канал получил от Национального бюро по исполнению. Ведомство руководствовалось решением Тбилисского городского суда, к которому с иском обратился бизнесмен Кибар Халваши. В нем бывший владелец «Рустави 2» утверждает, что в свое время правительство «Нацдвижения» и лично президент Михаил Саакашвили вынудили его отказаться от собственности. Теперь он требует ее вернуть, говорит адвокат Паата Салия:
«Кибар Халваши в 2004 году приобрел долю в «Рустави 2». Часть он купил как физическое лицо, часть акций приобрела его компания, в том числе и от учредителя компании «Рустави 2» Эроси Кицмаришвили. Фактически Халваши контролировал 100% акций до ноября 2006 года».
Адвокат не стал обращать внимания на то, что период приобретения и потери телекомпании совпадает с зенитом политической карьеры близкого друга Халваши, бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили. Именно в те годы (с 2004-го по 2006-й) Окруашвили считался правой рукой Саакашвили. Сам Халваши ранее неоднократно рассказывал грузинским СМИ, что его бизнес потерпел крах после того, как экс-министр обороны решил начать самостоятельную политическую игру и впал в немилость президента.
Примечательно, что упомянутый адвокатом бывший совладелец телекомпании Эроси Кицмаришвили после смены власти также заявлял о намерении вернуть отобранную насильно долю в «Рустави 2». Но он этого так и не смог сделать. Кицмаришвили год назад был найден мертвым при сомнительных обстоятельствах. Дело о его смерти еще не расследовано. О том, что от активов телекомпании их вынудили отказаться, сразу же после прихода к власти «Грузинской мечты» заявили еще двое соучредителей и бывших совладельцев «Рустави 2» Давид Двали и Джарджи Акимидзе.
Руководство «Рустави 2» отмечает, что нынешние четверо совладельцев компании – добросовестные бизнесмены, а возникшие трудности связывает с попыткой власти «Грузинской мечты» за год до парламентских выборов установить контроль над независимой телекомпанией. Атакой на свободу СМИ расценили арест имущества «Рустави 2» в оппозиционном «Нацдвижении». Имя телекомпании уже много лет аффилировано с бывшей партией власти. В свое время и лидеры «Нацдвижения», как и сами представители «Рустави 2», неоднократно отмечали вклад телекомпании в победу «Революции роз» в 2003 году.
Но с 2004-го до 2012 года телекомпания почти 20 раз сменила владельцев, и каждый раз сделка проходила в очень сомнительных обстоятельствах, говорит представитель грузинского филиала Transparency International Нино Робакидзе. Она руководила исследованием по установлению владельцев. Тем не менее Нино Робакидзе считает, что в данной ситуации подход власти, лидеры которой неоднократно критиковали «Рустави 2», должен быть очень осторожным:
«Сегодня принципиально важно учесть, в какой позиции находится телекомпания. «Рустави 2» критически настроена к действующей власти, она одна из самых популярных среди национальных вещателей. Надо учесть и то, что после смены власти телекомпания неоднократно обвиняла власти в политическом давлении и в создании препятствий. Последнее (такое заявление) было на днях, когда органы самоуправления нескольких городов отказали ей в проведении концертов. Поэтому сейчас очень важно, чтобы суд был максимально свободен от политического влияния и процесс прошел прозрачно», – отметила Нино Робакидзе.
«Сегодня суд свободен, в отличие от того времени, когда права Кибара Халваши были ущемлены», – заявила одна из лидеров «Грузинской мечты» депутат Эка Беселия. Она, как и другие представители правящей коалиции, расценивает противостояние между «Рустави 2» и Кибаром Халваши как частную тяжбу, до которой власти нет никакого дела.