Accessibility links

Новый тренд в Абхазии – легализация?


Абхазы опасаются того, что окажутся неконкурентоспособны при открытии рынка недвижимости, ее массово могут скупить граждане другого государства, а их вытеснят с побережья, они могут утратить и рычаги управления государством
Абхазы опасаются того, что окажутся неконкурентоспособны при открытии рынка недвижимости, ее массово могут скупить граждане другого государства, а их вытеснят с побережья, они могут утратить и рычаги управления государством

Вчера президент Абхазии Рауль Хаджимба высказался за легализацию продажи недвижимости иностранцам. Его высказывание вызвало полемическую волну в социальных сетях, граждане бурно обсуждают эту актуальную тему. А сегодня в Абхазском государственном музее прошел круглый стол, главной темой которого был вопрос легализации оборота жилья.

Темой круглого стола было заявлено: «Привлечение российских инвестиций. Развитие рынка недвижимости и туристического кластера. Закон об особенностях оборота жилья». Однако единственным вопросом, по которому высказывались участники, был вопрос продажи недвижимости в Абхазии. Организовал встречу Константин Храпов, исполнительный директор российской неправительственной организации «Институт развития самоопределившихся государств». Участниками дискуссии были представители абхазских НПО, члены Общественной палаты и предприниматели. Почти все прозвучавшие мнения были в поддержку идеи продажи недвижимости.

Открывая дискуссию, Константин Храпов сказал: «Сейчас недвижимость в Абхазии могут покупать только граждане республики. Нет закона, позволяющего с теми или иными ограничениями покупать недвижимость в республике, например, российским гражданам. И вот этот вопрос хотелось бы обсудить с вами. Изучив отношение в обществе и ту полемику, которая идет в отношении этого вопроса, я понимаю, что, с одной стороны, есть определенные опасения граждан в отношении открытия рынка недвижимости, а, с другой стороны, есть ряд механизмов и есть большой международный опыт, который позволяет защитить права коренного населения, права граждан страны при открытости рынка для инвестиций и вложений».

Новый тренд в Абхазии – легализация?
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:46 0:00
Скачать

Он акцентировал внимание на том, что продажа недвижимости подстегнет развитие строительной отрасли, а строительство жилья может дать положительный социальный эффект и содействовать процессу обеспечения жильем нуждающихся граждан Абхазии. Широко известна практика, когда строительные организации передают от 25% и больше квартир муниципалитетам, которые могут распоряжаться ими.

Секретарь Общественной палаты Нателла Акаба напомнила о том, что вопрос продажи недвижимости обсуждался в Общественной палате еще при президенте Багапше. Тогда все пришли к выводу, что неправильно увязывать продажу недвижимости с приобретением абхазского гражданства.

Нателла Акаба свое отношение к вопросу продажи недвижимости выразила так: «Меня очень тревожит, что некоторые наши граждане, отстаивая запрет на продажу недвижимости гражданам России, думают, что они отстаивают интересы страны. Но мы все знаем, что скрытая продажа идет и идет, и это имеет очень негативные последствия. Все, что в тени, – это не на пользу государству, а на пользу каким-то отдельным людям. Это наносит большой урон имиджу Абхазии и не делает ее более привлекательной в инвестиционном отношении, потому что можно нескольким людям выдать генеральные доверенности, заверенные нотариусом, и такие случаи бывали. Кроме того, мы знаем, что доверенность выдается на три года, а после трех лет ее можно аннулировать и еще кому-нибудь выдать. И очень часто на практике такое происходит. И, конечно, это вызывает законное возмущение тех, кто от этого пострадал».

Нателла Акаба проинформировала присутствующих о том, что никакого закона о продаже недвижимости в парламенте нет и обсуждать депутатам пока нечего. Об этом ей сообщил спикер Валерий Бганба.

Предприниматель Беслан Кварчия не согласен с теми, кто выступает против продажи недвижимости, один из их аргументов заключается в том, что это приведет к резкому росту цен на недвижимость, и она будет недоступна гражданам Абхазии. На это он возразил: «Цена на недвижимость и так высокая. Любой продавец недвижимости ориентируется на внешний рынок, знает цены, и если он как-то стал ее собственником, он хочет получить за нее максимальную цену. Потом тихо-тихо находятся какие-то кривые схемы, по которым эта недвижимость продается, и ситуация выходит за правовые рамки, возникают негативные последствия».

Недвижимость – это актив, она должна быть в обороте и государство должно получать от ее продажи доход, считает Кварчия.

Все споры вокруг продажи недвижимости касаются первичного жилья. Предприниматель Вахтанг Пипия предложил расширить понятие и напомнил, что рынок недвижимости складывается из трех сегментов – это рынок жилья, рынок коммерческой недвижимости и рынок промышленных объектов. Эти три сегмента существуют независимо друг от друга. Вахтанг Пипия высказался за продажу всей недвижимости без деления ее на первичное и вторичное жилье. Он сказал: «Что касается рынка недвижимости, его мы рассматривали и в период президентства Сергея Багапша, и до него. Я был в парламенте с 2002 года, и этот вопрос уже тогда стоял. Но всегда это отвергалось, потому что придумывались разные схемы продажи жилья. У нас эта тема знакома всем: как оформить человеку проданное жилье? Или на кого-то по доверенности, или еще какие-то фирмы создаются под собственное жилье и так далее. Все это должно принять законную форму».

Очень конкретно сформулировал свою позицию по вопросу продажи недвижимости генеральный директор канала «Абаза-ТВ» и член Общественной палаты Руслан Хашиг: «В 2009 году на уровне президента заявлялось о намерении постановки такого вопроса. И по сей день исполнительная власть не представила законопроект в парламент. Сами депутаты, которые имеют право законодательной инициативы, тоже не стали инициаторами. На мой взгляд, все те, кто выступает против, прямо или косвенно, мне кажется, являются соучастниками этого теневого бизнеса. И они выступают против национальных государственных интересов. Что в вопросе торговли с Грузией, что в вопросе торговли недвижимостью у нас очень странная ситуация. Все высшие представители исполнительной власти констатировали эту проблему, но при этом никакой законодательной инициативы нет и ситуация остается по-прежнему сложной. И все это работает против национальных интересов. Это коррупция и все остальное».

Представитель НПО «Центр гуманитарных программ» Лиана Кварчелия не удовлетворена уровнем обсуждения проблемы, она говорит: «Мне, например, не хватает серьезных профессиональных экспертных оценок за то, чтобы был полный запрет и закрытость рынка недвижимости, или, наоборот, в пользу того, чтобы этот рынок был открыт. Из того, что я слышу в нашем обществе, честно говоря, не слышала мнений по поводу того, чтобы без всяких ограничений открывался рынок недвижимости. Этого нет. Но есть две позиции: одна – нельзя продавать недвижимость, другая – с какими-то оговорками и условиями можно. Чего не хватает, так это полного расклада и расчетов, что мы теряем, что мы приобретаем, учитывая нашу экономическую, политическую и геополитическую ситуацию».

Лиана Кварчелия понимает опасения, которые существуют у граждан Абхазии, особенно у коренного населения. Абхазы опасаются того, что окажутся неконкурентоспособны при открытии рынка недвижимости, ее массово могут скупить граждане другого государства, а их вытеснят с побережья, они могут утратить и рычаги управления государством.

Она отметила, что в обсуждении участвуют люди, которые придерживаются примерно одной точки зрения и выступают за продажу недвижимости, но было бы важно привлечь к дискуссии тех, кто выступает против, и послушать их мнение. Кварчелия также считает, что никакие запреты на продажу недвижимости не спасут ситуацию и все решения будут бессмысленны, если не будет реальной борьбы с коррупцией.

Писатель и член Общественной палаты Надежда Венедиктова тоже считает, что большой проблемой является отсутствие экспертных оценок и взвешенного анализа по любой проблеме: «Никто не посчитал, сколько мы потеряли из-за того, что продавали недвижимость только внутри. Все эти годы жилье продавалось по заниженным ценам. Может быть, только в последние годы цены немножко подросли, а до этого были явно неадекватны стоимости жилья. Я не экономист, но я думаю, что те, кто продал свое жилье, потеряли в совокупности в размерах Абхазии десятки миллионов долларов. Эти потерянные десятки миллионов долларов могли пойти как стартовый капитал для развития бизнеса. Из-за того, что мы этого не получили, значительная часть бизнеса не развилась».

В ходе обсуждения предлагалось рассмотреть зональный принцип продажи недвижимости: скажем, продавать ее или сдавать в долгосрочную аренду большие участки земли в Очамчирском и Ткуарчалском районах. Это могло бы способствовать развитию Восточной Абхазии.

По мнению всех участников круглого стола, дискуссию необходимо продолжать на разных площадках с участием экспертов и людей, придерживающихся разных точек зрения. Нателла Акаба выразила согласие провести обсуждение вопроса продажи недвижимости в Общественной палате с участием депутатов парламента.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG