Европейский футбольный Суперкубок не относится к самым престижным мировым трофеям. Сам поединок между триумфаторами евросезона – скорее, шоу, выставочный матч, знак начала нового сезона, с наступлением которого быстро поблекнет даже такая испанская драма, которую на этот раз подарили «Барселона» с «Севильей». Шоу получилось, особенно удались декорации на тбилисском стадионе, которые разошлись по всему миру: армянские флаги рядом с азербайджанскими. О, спорт, ты – мир, и никак иначе. Лионель Месси как общечеловеческая ценность, и в едином порыве ликуют даже враги, потому что Месси выше войны и вражды. Даже постсоветской.
В истории этой вражды матч в Тбилиси и в самом деле соблазнительно принять за историческую развилку. «Барса», настоящая, как Суперкубок, – или состояние войны, которое только на 90 минут (или 120, в этот раз, будто по заказу, повезло) можно забыть, усевшись рядом.
Есть, впрочем, подозрение, что снимок с двумя флагами рядом – не то, что бы фейк, флаги настоящие, но настоящих армян с азербайджанцами вряд ли кто в этом сюжете посадил рядом, какое бы объединяющее действо ни разыгрывалось на поле. Да и абхазов, приехавших в Тбилиси, презрев вражду, было не так много. Да и вражду никто особо не презрел…
Гимны Кубертена – с одной стороны, как лозунги первомайской демонстрации, с другой – как любая пошлость, запечатлеваются в мозгу в форме банальности, а, стало быть, в чем-то истины. Примерно как насчет спорта вне политики. Понятно, что смешно, но так должно быть и, стало быть, так и есть. Или, наоборот, спорт не может быть вне политики, особенно там, где политика – вчерашняя война, и, значит, те, кто едет из Сухуми на стадион имени Бориса Пайчадзе, – в лучшем случае чего-то не понимает, в худшем – понимает все и, значит, предатель и пятая колонна.
Спорт не может быть вне политики, и вмиг прославившийся украинский новобранец «Севильи» Евгений Коноплянка отказывается отвечать на вопросы российских журналистов, словно они его спрашивают не о впечатляющем дебюте, а об обороне Мариуполя. Бывает. На войне как на войне.
Но в Абхазии война закончилась двадцать лет назад. Для тех, кто едет в Тбилиси, реальность – Месси и Роналду, а не герои и павшие. Как для тех, кто родился в шестидесятые, Германия – это Герд Мюллер и Беккенбауэр, а не Сталинград и Освенцим.
Казалось бы, так и должно быть и, кажется, именно этого боятся те, кто клеймит предателей или, как минимум, скорбит об их недомыслии. Они тоже думают, что спорт – он мир. Что лечение в Тбилиси – тоже род некоторой измены, но тут хоть здоровье, надо снисходить. Но футбол!
Именно вокруг этого идет полемика. Можно или нельзя? Можно лечиться, учиться, снимать вместе кино с теми, кто до сих пор не желает подписывать Договор о неприменении силы и вообще верит в восстановление своей былой территориальной целостности. И в Грузии, в которой ко всему стали относиться прагматичнее, в эту полемику, пусть немного свысока, но тоже вовлекаются. И тоже вспоминают про то, как сухумцы приезжают лечиться и как их принимают, без очереди и без денег, и зачастую это правда. И абхазы это тоже знают, хоть называют пропагандой, и это тоже так, но врачи настоящие, и эта игра в слова бесконечна, бессмысленна, как поэтика Кубертена.
Но мы о футболе. Спорт, конечно, вне политики, но не с грузинами. Войны нет, но состояние войны продолжается, и не дай бог об этом забыть. Будто если забыть, исчезнет какой-то сакральный и невосполнимый смысл. Значит, нельзя ничего, ни лечиться, ни болеть за Месси. Ага, отвечают в Грузии с тем же традиционным злорадством: вот они, двойные стандарты!
И все зря.
Нет никаких двойных стандартов. Все по-честному, и никакой Суперкубок не подорвет никаких священных основ. Футбол, стадион Пайчадзе, совместные литературные опыты, поездки энпэошников – это одно. Вражда и состояние войны – совсем отдельно. Это устройство воздуха. И дело не только в том, что полемику выигрывают патриоты и общество уверено в том, что война бесконечна. Дело в том, что никакие врачи в Тбилиси не излечат от этого своих пациентов, и никто не лукавит: врач и его умение – здесь, а война – там. Эти пространства не пересекаются, и сухумские патриоты могут не беспокоиться. Месси – здесь, а война – в обмене веществ, просто про него можно не вспоминать, а «Барса» – вот она, и когда она еще приедет на наши широты, а в Сухуми уж точно не в этой жизни.
В общем, футбол действительно вне политики. И никакого спасения. Состояние войны.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции