Август считается порой отпусков, «парламентских каникул» и месяцем, когда политическая жизнь в стране, как правило, затихает. Тем не менее именно в середине августа в Абхазии почти синхронно появились сообщения о создании сразу двух новых политических сил, которые явно собираются включиться в борьбу за власть. Произошло это спустя ровно год после президентских выборов 2014-го.
Все это время не напоминал о себе общественности бывший вице-премьер правительства, а до этого депутат парламента Абхазии Беслан Эшба, который претендовал на тех выборах на пост главы государства, но не был зарегистрирован кандидатом, так как не смог сдать специальный экзамен на достаточное владение государственным языком, хотя до этого, говорят, усиленно занимался с репетитором. Если рассуждать о политической ориентации Беслана Эшба, то хотя он никогда не объявлял себя центристом, это определение вполне могло бы ему подойти. Первоначально он «засветился» в абхазской политике летом 2011 года как руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Сергея Шамба, но спустя время стал вице-премьером в правительстве при победившем в 2011-м президенте Александре Анквабе.
И вот он возглавил республиканскую общественную организацию «Апсадгил» («Родина»), зарегистрированную 30 июля. Но в СМИ известие об этом появилось только в воскресенье 16 августа, когда в ходе встречи с общественностью в Сухуме Беслан Эшба предложил двенадцать инициатив по совершенствованию законодательства республики. В частности, он сказал:
«В первую очередь – это модернизация политической системы, расширение полномочий парламента и правительства. Об этом, как вы помните, много было сказано тогдашней оппозицией. На сегодняшний день, кроме созданной комиссии, от действующей власти пока мы не видим никакой работы. Мы считаем, что на сегодняшний день политическая система Абхазии нуждается в продуманной и поэтапной реформе. Главная из них – это перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом, то есть плавный переход от президентской республики к президентско-парламентской».
На той же встрече Бесланом Эшба было сказано, что он считает возможным принятие закона об особенностях оборота жилья, который будет регулировать его продажу гражданам Российской Федерации и гражданам других государств, которые признали суверенитет Абхазии. Он представил инициативы и по ряду других направлений законодательства: поправки к пенсионному и инвестиционному законодательствам, разработка законопроекта о едином социальном налоге. Было сообщено, что РОО планируется открытие пяти представительств в районах Абхазии, что членами общественной организации являются пять депутатов парламента республики.
Также на днях было обнародовано, что в республике создают политическую партию с названием «Народный фронт Абхазии». Как сообщила представитель инициативной группы Манана Квициния, «партия создается для объединения созидательных сил абхазского общества, объединенных общей идеей патриотизма». На сей раз декларируется, что партия будет центристской направленности (ранее так позиционировала себя Партия экономического развития Абхазии). В СМИ приводится список членов инициативной группы. Среди них Квициния Манана – президент благотворительного фонда «Абхазия», общественно-политический деятель, Пипия Владислав – студент АГУ, Квициния Мераб и Даур – предприниматели, ветераны Отечественной войны народа Абхазии, Сакания Лаша – учредитель благотворительного фонда «Абхазия», общественно-политический деятель, Сакания Отар – заслуженный артист Абхазии, ветеран Отечественной войны народа Абхазии, Искандер Риза Фиридунович – винодел и другие.
Широкой общественности эти имена не очень известны, что отразилось в первых, довольно скептических интернет-комментариях. Кое-кто удивляется – сразу партию захотели создать (многие партии в Абхазии зарабатывали политический капитал, находясь первоначально в статусе общественно-политических организаций), кое-кто обращает внимание на стилистические и иные погрешности их текста. А мне вспомнилось, что название «Народный фронт» было чрезвычайно популярным в СССР в период поздней перестройки, именно под ним создавались повсеместно национальные движения. Но инициаторы создания аналогичного в Абхазии, дабы в весьма накаленной межнациональной обстановке их никто не упрекнул, что они собираются воевать, заменили «фронт» на «форум».
Что касается нарождающихся новых политических сил в Абхазии, то скоро станет ясно, на что они реально могут претендовать и будут ли входить в какие-либо блоки.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия