Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сегодня присутствует на «Ежегодном саммите новых чемпионов» в китайском городе Далянь. Мероприятие, в котором участвуют более полутора тысяч представителей 90 стран мира, часто называют «летним Давосом».
Можно ли привлечь внимание китайских инвесторов и представителей еще 90 государств к такой маленькой стране, как Грузия, не предложив им сначала внимательно взглянуть на географическую карту мира?! С этого вопроса начал свое выступления премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на экономическом форуме в китайском городе Далянь:
«Если вы посмотрите карту, увидите расположение Грузии – это на перекрестке, на кратчайшем пути между Европой и Азией».
После определения географических координат Ираклий Гарибашвили решил указать на векторы, но уже политические:
«Мы хотим быть ближе к ЕС, мы подписали договор об ассоциации с Евросоюзом. Но это не ограничивает нас в установлении и развитии крепких экономических связей со странами Азии. И мы можем иметь прагматичные и, я бы сказал, крепкие экономические, торговые отношения с Россией».
В конце речи глава правительства Грузии назвал уже конкретные проекты, которые могут заинтересовать инвесторов с Востока: железнодорожный маршрут «Шелковый ветер» (Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, Европа), позволяющий за кратчайший срок доставлять грузы из Китая в Европу. (Речь идет о финансируемой ЕС программе (TRACECA) – транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия.) А также строящийся глубоководный порт в Анаклии.
Экономист Роман Гоциридзе одобряет то, что правительство «Грузинской мечты» решило активно развивать азиатский вектор. Эксперт надеется, что власть не «зациклится» на российском рынке, привязка к которому уже стала одной из причин девальвации лари:
«Мы без российского рынка прожили семь лет. А после увеличения грузинского экспорта в России лари отчасти оказался привязанным и к рублю. С Россией у нас должны быть очень умеренные и прагматичные отношения. Лучше искать доступ к рынкам Китая и Индии. У них и рынок большой, и они более стабильны в отношениях. Диверсификация – это хорошо. Но наши главные партнеры, в том числе и в экономике, – ЕС и США», – напоминает Гоциридзе.
Экономист советует властям обратить внимание на политическую и экономическую стабильность в стране и не принимать законы, которые отпугнут инвесторов, как это было в случае введения визовых ограничений для граждан многих стран Азии.
«Главное не уподобляться Китаю в защите прав человека», – еще одним советом поделилась специалист по международным отношениям Шорена Лорткипанидзе. А тесные экономические узы с Пекином связывают и демократические страны ЕС, и США:
«Важно, чтобы было многообразие, чтобы Грузия не сместила свои интересы только на Китай и другие евразийские страны. Главное, чтобы власть также интенсивно продолжала сближение с евроатлантическими структурами, осуществляла реформы, чтобы стать привлекательной страной для инвесторов западных стран».
Шорена Лорткипанидзе не разделяет опасения некоторых наблюдателей, что после визита в Китай и сделанных там заявлений правительство «Грузинской мечты» пойдет на еще большее сближение с Россией.
«Премьер-министр ведь поехал в Китай, а не в Россию. Пекин не Москва», – напомнила географическую истину политолог.