Accessibility links

Владимир Папава: «ТГУ сохраняет свой престиж»


Ректор Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили Владимир (Ладо) Папава
Ректор Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили Владимир (Ладо) Папава

ПРАГА---Сегодня в рамках рубрики «Гость недели» мы побеседуем с ректором Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили Владимиром (Ладо) Папава, который на днях побывал с рабочим визитом в Праге.

Кети Бочоришвили: Расскажите, пожалуйста, о цели вашего приезда в Прагу.

Владимир Папава: В 2008 года мы подписали меморандум с Карловым университетом и приняли решение расширить и углубить сотрудничество, поэтому целью нашей поездки является встреча с лидерами и руководством университета, чтобы обсудить возможности улучшения нашего сотрудничества. У нас сейчас несколько студентов учатся по обмену в Праге, в этом университете. Из Праги, из Карлова университета к нам приезжал профессор, который читал лекции, но этого мало. Мы обсуждали такие вопросы, как проведение совместных летних школ, расширение совместных исследований, в том числе проведение совместных конференций. Мы готовимся обновить наш договор о сотрудничестве.

Кети Бочоришвили: Это касается абсолютно всех факультетов или можно вычленить какие-то?

Владимир Папава: Знаете, наши факультеты не соответствуют. Каждый университет в мире имеет свою структуру. Самое главное, чтобы на уровне университетов был бы рамочный договор, дающий возможность для сотрудничества. Как это будет претворяться на деле, – все зависит от конкретных профессоров как с нашей стороны, так и со стороны Карлова университета. Так что это взаимный процесс, то есть руководства должны создавать рамочный договор для возможности, а затем профессора должны сами устанавливать персональный контакт.

Гость недели – Владимир Папава
please wait

No media source currently available

0:00 0:10:09 0:00
Скачать

Кети Бочоришвили: Батоно Ладо, давайте поговорим о сегодняшнем образовании в Грузии. До того, как вы пришли в университет, я знаю, что вы определенно со студентами дела не имели – только читали лекции. Правильно?

Владимир Папава: Я читал лекции не для студентов, это были разные курсы, но периодически я читал публичные лекции и для студентов, то есть сами студенты меня приглашали, чтобы я где-то прочитал им лекции.

Кети Бочоришвили: Скажите, пожалуйста, сегодняшняя концепция образования, то, в каком направлении развивается образование в Грузии, у вас есть к этому замечания? Есть проблемы?

Владимир Папава: Я не специалист в целом по образованию, но я могу говорить о высшем университетском образовании. Самая большая проблема в Грузии – изменение модели финансирования, потому что образование в государственных университетах в основном основывается на финансировании студента. То есть если студент получает грант на образование и идет учиться в наш университет, он приносит эти деньги в университет, если студент не получает полный грант или вообще не получает грант, то приносит деньги от родителей или каких-либо спонсоров. Для университета это никакого значения не имеет, потому что это деньги, связанные со студентом. После того как «Грузинская мечта» пришла к власти, Георгий Маргвелашвили, будучи министром образования и науки Грузии, создал интересную программу – программное финансирование некоторых непопулярных специальностей. Например, для нашего университета каждый год выделяется 100 мест для будущих физиков, которые будут финансироваться из бюджета на уровне того же государственного гранта. Но это опять-таки связано с количеством студентов, то есть если, например, в этом году на эти 100 мест для будущих физиков у нас поступило 79 студентов, значит, мы недополучили соответствующее финансирование на 21 место. Это ошибочный подход. Надо, чтобы университет обязательно имел финансирование, которое будет способствовать его стабильному и долгосрочному развитию. Эта система у нас в Грузии еще не создана. Так что проблема финансирования у нас остается. Та модель, которую «розовое» правительство создало в Грузии, до сих пор не изменилась. Я считаю, что это неправильно.

Кети Бочоришвили: А такая модель дает возможность отбора талантливых студентов?

Владимир Папава: Талантливых студентов всегда можно отобрать. Во-первых, начнем с того, что в нашем вузе недавно были проведены общенациональные приемные экзамены: было 39 тысяч абитуриентов, из них 10 тысяч абитуриентов избрали первым вузом Тбилисский государственный университет, что является очень хорошим показателем.

Кети Бочоришвили: То есть престиж сохраняется?

Владимир Папава: Конечно, сохраняется. Наш вуз один из самых престижных вузов, если не самый-самый. Среди этих абитуриентов в этом году студентом нашего университета стал молодой человек – Давид Соселия, который имеет самый наивысший бал на вступительных экзаменах, то есть он самый лучший в Грузии по результатам общенациональных экзаменов. Вот такой молодой человек выбирает именно наш университет. Так же было и в прошлом году: самый лучший студент пришел к нам.

Кети Бочоришвили: Уходит старое поколение преподавателей. Вы довольны теми, кто приходит им на смену?

Владимир Папава: Знаете, это неоднозначный процесс. Это очень долгий процесс. Во время чистки, которую проводило прошлое правительство, из университета были выгнаны многие преподаватели, профессора, в том числе очень хорошие. Для нас сейчас большое значение имеет создание возможности для возвращения этих хороших преподавателей, хороших профессоров, а также создание возможностей для молодых, особенно для тех, которые получили образование в высших учебных заведениях за рубежом и имеют качественно другой опыт, чтобы они тоже имели возможность начать работу в нашем университете. Мы это тоже стараемся делать.

Кети Бочоришвили: А чем вы их можете заинтересовать? Достаточно ли тех денег, которые может платить университет?

Владимир Папава: Конечно, недостаточно. То есть если у них есть гарантированная высокооплачиваемая работа, они вряд ли вернутся в Грузию. Есть такие, у кого есть возможность хорошо зарабатывать за рубежом, но, с другой стороны, у них есть какая-то другая мотивация – начиная от патриотизма и заканчивая семейными проблемами, из-за чего они возвращаются на родину. Они готовы работать у нас на тех условиях, которые мы им предлагаем.

Кети Бочоришвили: Батоно Ладо, сегодняшний студент – какой он?

Владимир Папава: Свободный. Например, в мое время студент не был свободным, было очень много ограничений, было очень много контрольных органов – начиная с комсомола и заканчивая КГБ. В настоящее время этого нет. Студенты свободно выражают свои мысли – это очень хорошо. Хотя есть определенные случаи, когда управлять такими студентами бывает сложно. Я имею в виду, что свободно выражают мысли не только хорошие студенты, но и не очень успешные. Поэтому желательно, чтобы они выражали свои мысли более квалифицированно.

Кети Бочоришвили: Очень много говорят о национальных экзаменах... То, как они проводятся, то, каких студентов они к вам приводят. Вам это нравится?

Владимир Папава: Это, в общем-то, проблема, связанная со средним образованием, потому что система там требует качественного улучшения. Я не специалист, но, например, я знаю от своих близких, что в 12-м классе практически никакого обучения в школах нет. Есть проблемы, связанные с тем, как преподается конкретный предмет в школах, что потом отражается на уровне общенациональных приемных экзаменов. Вот вы спрашивали о качестве абитуриентов. Я хочу подчеркнуть, что есть на этих экзаменах общенациональный минимум: например, по какому-то предмету, чтобы считать, что ты не срезался, нужно получить 20% плюс один балл. Университет берет минимум в два раза больше. У нас, например, по таким предметам есть 40% плюс один или 45% – это означает, что если молодой человек хочет поступить в университет и считается, что он не срезался, по общенациональным стандартам он может все-таки к нам не поступить, потому что у нас стандарт выше. Наш подход заключается в том, чтобы привлечь самых лучших молодых людей, поэтому амбициозные люди поступают именно к нам. Сказать, что мы даем им полностью качественное образование, конечно, нельзя. Мы искренне даем все то, что у нас есть. То, что нам дало государство, мы все это предоставляем. К сожалению, государство в финансировании пока не сделало реальных шагов для того, чтобы поддержать государственные университеты Грузии.

Кети Бочоришвили: С вашим приходом, с вашим экономическим профилем вы постарались там что-то изменить?

Владимир Папава: Во-первых, мы стараемся вводить новые предметы, активизируется перевод многих всемирно известных учебников на грузинский язык. Но у нас есть еще один амбициозный проект. В начале 2000-х годов была создана очень интересная школа – Международная школа экономики (International School of Economics – ISET). Там есть программа для магистрантов, и обучение ведется на английском языке. Наш проект сейчас заключается в том, чтобы эту Международную школу экономики интегрировать с нашим факультетом экономики и бизнеса, дабы эта школа стала частью факультета, и открыть англоязычные программы на уровне бакалавриата и докторантуры. Если мы это сделаем (а я уверен, что мы это сделаем), то это будет очень мощный шаг в сторону интернационализации университета в этой области знаний.

XS
SM
MD
LG