В Цхинвале прошло совещание, посвященное проблемам предпринимателей на российско-югоосетинской границе. В нем приняли участие заместитель председателя югоосетинского правительства Алан Техов, министр экономического развития Вильям Дзагоев, председатель Таможенного комитета Мурат Цховребов и председатель Торгово-промышленной палаты Инал Козаев. На этой неделе бизнесмены также обратились в парламент с просьбой решить вопрос ввоза товаров в республику.
Югоосетинский экономист Геннадий Кокоев убежден, что эта проблема на таможне не первая и не последняя:
«Какого-то логического объяснения этому явлению я не нахожу. Скорее всего, там имеет место какой-то субъективный фактор, быть может, рвение отдельных чиновников и т.п. Эта таможенная история имеет обыкновение возобновляться от случая к случаю. Месяца два назад была такая же точно ситуация, и наш парламент даже вынужден был обращаться к Госдуме и Совету Федерации, чтобы разрешить проблему. И я не уверен, что через некоторое время все это не повторится. Согласитесь, такое положение дел никак не напоминает взаимоотношения союзных государств, какими являются Южная Осетия и Россия».
Формальная причина задержки грузов на границе – ненадлежащее оформление при ввозе в Южную Осетию. Товары закупаются на оптовых рынках Северного Кавказа как предназначенные для внутреннего потребления, т.е. без необходимых для пересечения границы документов, подтверждающих происхождение товара, сертификатов соответствия, удостоверений о качестве и так далее. Отсюда и проблемы на таможне.
Югоосетинские власти призывают своих предпринимателей покупать товары у производителей или их официальных дилеров, которые могут представить необходимый для экспорта пакет документов. Но, по отзывам югоосетинских коммерсантов, дилерам, торгующим на оптовых рынках, легче отказаться от сделки с ними, чем оформлять покупателю «километровый» список документов. На оформление уходит полдня, за это время дилеры теряют кучу клиентов. Покупали бы вагонами, еще куда ни шло, а так, мелкие партии – овчинка выделки не стоит. В итоге покупателю предлагают оформить документы самостоятельно на российской таможне. Но и это, по уверениям югоосетинских коммерсантов, тоже невозможно – срок оформления превышает срок годности продуктов.
В Цхинвале говорят: в одно время, когда еще не было льготных таможенных тарифов с Россией, при таможне были так называемые брокеры. За умеренное вознаграждение они могли довольно быстро оформить пакет документов на перевозимый товар. Коммерсанту оставалось лишь оплатить пошлину. Потом таможенники прогнали брокеров от своего стола, как назойливых мух. В итоге укоренилась практика, которая действует по сегодняшний день: товар оформляют на десятки частных лиц как продукцию для личного потребления. Кстати, так проще и перевозчикам: если при надлежащем оформлении товара на таможенном посту обнаружится перегруз, то проблем не миновать – машину просто не пропустят. Если же груз предназначен для частного пользования, можно отблагодарить таможенника на месте и за счет перегруза «отбить» затраты.
В общем, предприниматели выживают сами, дают жить таможенникам и обеспечивают продуктами республику. Всех все устраивает, но периодически таможня вдруг становится придирчивой. Я слышал несколько версий по поводу того, почему на этот раз возникли проблемы на границе. Приведу одну из них. Якобы российские таможенники получили сверху предписание ужесточить контроль за оформлением грузов, пресекать попытки уклонения от уплат таможенных пошлин в полном объеме. Нужно пополнять бюджет. По этой версии, таможенники якобы решили подстраховаться, чтобы не брать на себя ответственность за серую схему югоосетинского товарооборота. Они задержали товары и просто ждали, пока ситуацию не разрулят югоосетинские власти.
Теперь все по-прежнему до следующей директивы. Что бы ни было причиной, мы обречены на эти перманентные проблемы на границе, говорит председатель Союза предпринимателей Южной Осетии Мария Дзигоева:
«По букве закона все претензии таможни обоснованы, но нас пропускают, входя в наше положение. Это такая практика на глазок: захочу – пропущу, захочу – не пропущу. Захочу – увижу нарушение, захочу – не увижу. Ну и, соответственно, когда возникают политические вопросы, – это тоже хороший рычаг воздействия… На самом деле проблема серьезная, но решается она не в Южной Осетии. Для ее разрешения необходимо какое-то правовое воздействие российских властей на своих продавцов, обязывающее их оформлять полный пакет документов для экспорта. Для нас же я вижу выход только в одном: нужно обеспечить себя продуктами собственного производства. Меня возмущает, что мы даже кефир завозим из-за границы. Это в корне неправильно. За столько лет уже можно было обеспечить себя кефиром. В принципе, это вопрос трех лет».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия