Accessibility links

Нужны ли в XXI веке территории без населения?


ПРАГА---Шаин Рзаев, азербайджанский журналист, сотрудник бакинского отделения Института освещения войны и мира, опубликовал на одном из сетевых ресурсов статью, которая на несколько дней стала хитом в азербайджанском и армянском сегментах интернета. Шаин Рзаев, проанализировав ход бесконечного карабахского урегулирования, задался вопросом: а так ли уж вообще нужно Азербайджану возвращение Карабаха? Стоит ли он того, чтобы пускаться из-за него в новую войну, ведь мирное возвращение невозможно. Потому вопрос не в формальной модели, а в объединяющем начале, которого нет, а потому говорить не о чем. По крайней мере до тех пор, пока обе страны не демократизируются, а демократии не воюют. Сегодня Шаин Рзаев – в нашей традиционной пятничной рубрике «Гость недели».

Вадим Дубнов: Шаин, прежде всего, правильно ли я изложил суть вашей статьи?

Шаин Рзаев: Прежде всего, хочу уточнить, что я не говорил: нужно ли Азербайджану возвратить Карабах. Однозначно нужно, но как это сделать, каков механизм разрешения вопроса, – это предмет дискуссии. Поэтому дискуссия получилась интересная, и я думаю, что не зря это все затеял.

Вадим Дубнов: Мысль эта в доверительных разговорах в экспертном сообществе звучала всегда, но между своими, так, достаточно доверительно. В публичной плоскости никто себе этого особенно не позволял, по крайней мере в Азербайджане. Что случилось, что побудило вас нарушить многолетнее табу?

Нужны ли в XXI веке территории без населения?
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:05 0:00
Скачать

Шаин Рзаев: В местной прессе они не звучат, просто проблема в том, что наши местная пресса, телевидение и радио находятся под очень большим контролем властей.

Вадим Дубнов: Как бы вы систематизировали отклики, реакции на вашу статью по тональности, по готовности согласиться, по неприятию?

Шаин Рзаев: У меня есть армянские коллеги, которым я доверяю, и мы как бы поддерживаем друг друга и стараемся отсечь эти такие, скажем, подростковые реакции, и это довольно ценное достижение. Я увидел то, что и ожидал. На самом деле полетели помидоры, но были такие, которые говорили, что нашелся человек, который наконец-то сказал то, что другие не могут себе позволить. Было жаль, что некоторые люди, которых я считал более умными, оказались в моих глазах немного скомпрометированными своими комментариями, но это их дело. Как говорится, с волками жить – по-волчьи выть.

Вадим Дубнов: Все это больше пропаганда или какой-то политический расчет?

Шаин Рзаев: Неприятие, я думаю, это все-таки умственное ограничение. У меня есть одна армянская френдесса, которая, наоборот, сказала, что «это то, чего мы добиваемся. Это, наоборот, в нашу пользу. Наконец-то нашелся человек, наш оппонент, который это все сказал». То есть она это понимает. Есть, допустим, азербайджанский комментатор, довольно крутой националист, член правления нашей оппозиционной партии «Мусават», который взял, перевел статью на азербайджанский язык и опубликовал у себя на сайте. А есть такие, которые просто изначально закрыли глаза и все отвергли на корню, даже не прочитав статью до конца, не пытаясь вникнуть.

Вадим Дубнов: Шаин, как вы полагаете, в какой степени вообще азербайджанское общество готово к растабуированию карабахской проблемы?

Шаин Рзаев: В настоящее время азербайджанское общество, по-моему, склоняется к военному решению этого вопроса и к обсуждению не готово. Однако я не исключаю, что если будет политическая воля руководства, то это можно будет устроить через те же самые контролируемые (властью) телевизионные каналы, но воля правительства в настоящее время довольно отрицательная, поэтому общество не готово.

Вадим Дубнов: В Армении аналогичная ситуация с готовностью обсуждать эти вещи, потому что, как сказал один мой знакомый армянский политолог, на обеих сторонах есть консенсус непримирения.

Шаин Рзаев: Я думаю, в Армении общество еще более не готово к какому-то компромиссу. Может быть, это у них история какая-то такая, но любая попытка каких-то уступок встречает очень резкий негативный отклик в обществе. Сейчас ни один армянский политик, я думаю, не готов пойти на это обсуждение, потому что общество будет резко настроено против.

Вадим Дубнов: То есть вы хотите сказать, что в армянском обществе опасность происходит как раз от обратной политической связи, той, которой в Азербайджане значительно меньше?

Шаин Рзаев: Да, именно так и есть. В Азербайджане общество еще можно как-то агитировать, убедить, а в армянском обществе обратная политическая связь большая, чем в Азербайджане.

Вадим Дубнов: Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде как-то сказал, что проблема Карабаха решится в тот момент, когда и армянин, и азербайджанец поймут, что их враг не по другую сторону линии фронта, а в его же, во властных кабинетах. Насколько это согласуется с вашим тезисом о том, что демократии не воюют?

Шаин Рзаев: Это чисто теоретическое. Я не верю, что доживу до того времени, когда и в Армении, и в Азербайджане будет демократическое общество. Если анализировать ход истории, я не могу припомнить, когда две демократические страны воевали друг с другом.

Вадим Дубнов: Шаин, вы знакомы с аналогичными проблемами в Грузии, где такого накала ненависти вроде бы нет. Там, кстати, робко иногда в публичной плоскости кто-то говорит о признании Абхазии, и мир не переворачивается. Там другая ситуация, по-вашему?

Шаин Рзаев: Там абсолютно другая ситуация, но как раз таки пример Грузии для нас очень показателен и поучителен. Потому что Саакашвили якобы завоевал себе имидж такого демократа, борца с коррупцией, и он много чего добился на самом деле, но, тем не менее, его попытка военным путем или даже какими-то экономическими соблазнами привлечь Абхазию и Южную Осетию была изначально обречена на провал. Надо делать выводы из ошибок соседей.

Вадим Дубнов: Вы пишете, что решение проблем путем территориальных завоеваний из технологии XIX века. Как вы думаете, кому первому удастся вырваться из этого заколдованного круга и что для этого нужно?

Шаин Рзаев: Я думаю, что как раз таки первой удастся Украине, потому что сейчас передовая линия проходит именно в Украине.

Вадим Дубнов: Шаин, я имею в виду прецедент понимания того, что территория без населения – это не технология XXI века. Это понимание, где может прийти первым – в Украине, у вас, в Грузии? Здесь же важен прецедент...

Шаин Рзаев: Наверное, все-таки в Украине, потому что, да, может быть, Украина где-то согласится с потерей Крыма, но зато получит какое-то дальнейшее развитие в сторону Европы и НАТО. То, что территория захвачена, это не безоговорочная капитуляция.

XS
SM
MD
LG