Президент Абхазии Рауль Хаджимба провел сегодня совещание, на котором обсуждались вопросы охраны памятников историко-архитектурного наследия. Это уже не первое заседание, посвященное данной проблеме, однако ситуация пока не изменилась. Рауль Хаджимба заявил, что прокуратура должна не просто констатировать факты разрушений памятников, а создать прецедент – наказать виновных.
В совещании приняли участие представители Министерства культуры и охраны историко-культурного наследия, Генеральной прокуратуры, главы районных администраций, депутаты парламента, археологи. Президент убежден, что сегодня памятники разрушают только из-за того, что кому-то захотелось занять тот или иной кусок земли. Он призвал руководство министерства, подведомственные структуры, глав администраций жестко подходить к вопросу сохранения памятников историко-культурного наследия, сделать все, чтобы сохранить их. Рауль Хаджимба подчеркнул, что спрашивать будут не только с тех, кто разрушает, но и с глав администраций, которые «не увидели, не услышали или сделали вид, что не видят».
«У нас берут те или иные объекты, приватизируют, и потом выясняется, что этого объекта и не было. Поэтому я бы просил усилить административные меры ответственности, о которых мы много говорим, и денежные штрафы, предел которых начинается с 50 тысяч рублей и заканчивается 500 тысячами рублями… Для того, кто начинает свой бизнес или какие-то строительные дела, эти суммы – мизер. Поэтому должна стоять задача совершенно другого порядка. Мы должны говорить о мерах уголовной ответственности. Это достояние, которое должно перейти будущему поколению нашего народа», – заявил Рауль Хаджимба.
Заместитель министра – начальник департамента по охране историко-культурного наследия Батал Кобахия отметил, что в законе не прописано, в какой форме местные органы несут ответственность за охрану памятников культурного наследия.
«Мы вам благодарны, что местные органы начали давать информацию о собственниках, чтобы министерство могло заключать охранно-арендные договора. Потому что, когда возбуждаются уголовные дела, прокуратура правильно требует от нас, были ли заключены с нарушителями охранно-арендные договора? Но как мы можем их заключить, когда их имена были «под замком»?» – говорит Кобахия.
При этом у министерства только надзорные функции. По его словам, в администрациях районов должны быть конкретные люди, которые будут нести ответственность за охрану и использование памятников историко-культурного наследия. Они должны уведомлять собственников о том, как они должны пользоваться объектами историко-культурного наследия. Министерство готово разрабатывать с местными органами положения для новых сотрудников, проводить семинары.
Батал Кобахия считает, что должна быть единая система управления, которая сегодня не работает. Он напомнил, что в мае минувшего года был указ президента, согласно которому все собственники должны быть уведомлены о памятниках культуры. Тем не менее в последнее время в Абхазии было выявлено немало фактов разрушения объектов историко-культурного наследия. Так, 15 январе 2016 года в г. Гудаута по улице Пушкина, 3, был самовольно снесен памятник архитектуры, находящийся под охраной государства. Собственника, бывшего работника прокуратуры, не уведомили о том, что это памятник архитектуры (собственность он оформил в декабре 2015 года). По данному факту возбуждено уголовное дело, прокуратура ведет следствие.
Глава администрации Гудаутского района Руслан Ладария заявил, что в районе 358 памятников, поэтому невозможно перед каждым из нихпоставить сторожа. Руслан Ладария считает, что нужны не только карательные меры, но и просветительские. Надо проводить работу в школах. На объектах культурного наследия должны быть вывешены памятные таблицы с историческими данными, считает Батал Кобахия. Необходимо изготовить 1153 такие доски, а средства должны выделять местные и республиканские органы из бюджетов. Министр культуры и охраны историко-культурного наследия Эльвира Арсалия заявила, что с министерством не согласовывают выделение земель. Соответствующее письмо уже направлено в кабинет министров.
В конце встречи президент обратился к представителям прокуратуры не просто констатировать разрушение памятников, а выйти на тот уровень, когда виновное лицо понесет наказание. Прокуратура должна создать прецедент, чтобы потом никому не хотелось заниматься разрушением памятников архитектуры.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия