ПРАГА---Продолжаем тему. Встреча в Грузии интересна с точки зрения и места, и времени, и международного политического контекста, о котором мы побеседуем с азербайджанским политологом Хикметом Гаджизаде.
Вадим Дубнов: Встреча министров иностранных дел в Тбилиси проходит в непростое время для каждой из трех стран. Как вы полагаете, с чем приехали гости?
Хикмет Гаджизаде: Главный инициатор и заинтересованное лицо в этом деле, конечно, турецкий министр, который находится в поисках союзников в почти предвоенное время для себя. Конечно, Турция ищет поддержку по всему миру с целью легитимизировать свои дальнейшие действия. Азербайджанский представитель в данном случае с какой-то особой повесткой туда не явился, насколько я знаю. Возможно, будет обсуждаться и карабахский вопрос, и турецкий представитель будет говорить, что «мы будем поддерживать вас, а вы поддержите нас»... Дипломатическая поддержка, возможно, и какие-то стратегические военные вопросы будут решаться.
Вадим Дубнов: Грузии и Азербайджану было что ответить на запросы Турции?
Хикмет Гаджизаде: Ни Азербайджан, ни Грузия в военном смысле не имеют возможности прямо поддержать военные операции, но дипломатическая, моральная поддержка важна, и в этом смысле это все, что пока могут Грузия и Азербайджан предоставить Турции.
Вадим Дубнов: Насколько свободны в предоставлении такой поддержки Тбилиси и Баку в нынешней ситуации?
Хикмет Гаджизаде: Я думаю, что Тбилиси более свободен, а вот Азербайджан несвободен, потому что он находится под российской угрозой дестабилизации, блокад и прочих российских инструментов, а с Грузией уже все самое страшное произошло. Азербайджан остался как бы между молотом и наковальней.
Вадим Дубнов: Вы сказали, что Грузия более свободна, и, тем не менее, последние политические шаги Тбилиси говорят о том, что они тоже пытаются выбрать какой-то срединный компромиссный путь...
Хикмет Гаджизаде: Да, они пытаются, но теперь нужно выбирать: если Турцию поддержит Запад, Соединенные Штаты, НАТО, Европа, то Грузия же себя объявила европейским союзником и, безусловно, движется по европейскому пути, так что она вполне может присоединиться к западной коалиции.
Вадим Дубнов: Баку каким-то образом обозначил свою готовность присоединиться к коалиции, но сделал это, как я понимаю, довольно осторожно...
Хикмет Гаджизаде: Конечно. Это все обусловлено нежеланием портить отношения с Россией – не идти вразрез с российской политикой, от которой защиты нам нет, как и Грузию никто не защищал от России. Запад призывать-то призывает, а защищать особенно не стремится или не способен.
Вадим Дубнов: Вероятно, была и другая политическая ось на этой встрече. Грузии и Азербайджану тоже было что обсудить, и контекст весьма деликатен: в Азербайджане не скрывают своей обиды на Грузию по поводу последних энергетических решений, и, тем не менее, какие-то экономические и политические вопросы обсуждались.
Хикмет Гаджизаде: Я думаю, что эти вопросы могли обсуждаться, но они не были главными. Могли, конечно, раз уж собрались все вместе, то почему бы не обсудить и уделить 45 минут на эти вопросы. Все глобально изменится, если Россия вдруг преобразится и перестанет претворять в жизнь свои имперские ходы и замыслы. Все это будет видно после того, как решится вопрос с Украиной и Сирией. Если Россия добьется своего, тогда все на Кавказе останется по-прежнему. Если же Россия придет к единому знаменателю с Западом, а именно, согласится на то, что Украина движется к Европе, что Грузия движется к Европе, оставит Сирию и Ближний Восток в покое, тогда и на Кавказе многое изменится.
Вадим Дубнов: То есть, правильно ли я вас понял, что на этой встрече контекст определялся не только тремя участниками, но и сирийским и украинским фактором?
Хикмет Гаджизаде: Да, обязательно. Все это вместе. Проблема Сирии в том, что там опять Запад столкнулся с Россией, и в авангарде этого столкновения с западной стороны – Турция. Как бы европейцы там особенно в пекло лезть пока не желают, и сейчас Турция пытается их тоже присоединить к себе в этой политике или добиться реальной поддержки. В этом контексте все это, конечно, противостояние России и Запада по периметру России.