Ряд грузинских НПО призывают главу государства Георгия Маргвелашвили отозвать распоряжение о назначении даты выборов, которое было издано позавчера. Это распоряжение в ближайшее время должен утвердить премьер-министр, однако представители неправительственного сектора считают, что в таком случае будет нарушен закон.
В президента Грузии Георгия Маргвелашвили второй день, что называется, «летят камни». Его решение о назначении парламентских выборов на 8 октября было накануне подвергнуто критике представителями оппозиционных партий, которые обвинили президента в поспешности. А сегодня представители ряда грузинских НПО и вовсе усомнились в законности решения Маргвелашвили.
В его распоряжении говорится, что оно должно вступить в силу 8 августа, что ознаменует начало двухмесячной предвыборной кампании. Это распоряжение может быть утверждено правительством уже в ближайшие дни. Но именно это и противоречит грузинскому законодательству, утверждает руководитель неправительственной организации «Ассоциация молодых юристов Грузии» Анна Нацвлишвили.
«С правовой точки зрения ситуация проста и однозначна: распоряжение президента уже направлено премьер-министру для контрассигнации. После этой процедуры оно вступит в силу, и, в соответствии с законом, именно с этой минуты стартует избирательная кампания со всеми вытекающими. Например, начнут действовать правила использования административного ресурса. Вся эта неопределенность с датой не будет положительно влиять на предвыборную среду», – объясняет Нацвлишвили.
С юристом согласен и грузинский конституционалист Константин Чокорая. Он считает, что премьер-министр не должен сейчас подписывать акт главы государства:
«В Избирательном кодексе прямо сказано, что предвыборная кампания начинается с момента опубликования решения о назначении даты выборов. То есть не раньше и не позже. Это очень важный момент, и премьер-министр может на него повлиять», – говорит конституционалист. А для этого президент просто должен отозвать свое распоряжение и выпустить его позже, допустим, за два месяца до выборов, как это было в 2012 году. Тогда экс-президент Михаил Саакашвили назвал дату парламентских выборов, которые состоялись 1 октября, ровно за два месяца до их проведения – 1 августа.
Однако сам глава государства Георгий Маргвелашвили не считает, что его действия противоречат закону. Свою позицию он сегодня объяснил журналистам:
«Я озвучил дату проведения выборов – 8 октября – так рано только для того, чтобы у политических партий была возможность лучше подготовиться к ним. Не в спешке, как это происходило прежде, а начать подготовку намного раньше – за шесть месяцев. Партии должны знать, когда наступит день выборов. Что касается 8 августа, я обозначил эту дату исходя из предстоящих бюджетных расходов, связанных с выборами. Тем самым мы сократим расходы на финансирование тех же комиссий, так как это сложная нагрузка на наш бюджет. Вот, исходя из всего этого, мы и решили начать с августа».
И тем не менее к концу дня замечания НПО поддержали и в парламенте. Депутат от правящей «Грузинской мечты» Захария Куцнашвили признал, что в связи с названной президентом датой начала предвыборной кампании действительно имеются некоторые проблемы, и призвал главу государства и правительство пересмотреть решение.
В самом правительстве никаких комментариев по поводу прозвучавших замечаний и предложений пока не делают. К тому же известно, что у премьер-министра Георгия Квирикашвили были консультации с президентом незадолго до того, как тот озвучил дату выборов.