Accessibility links

«Предлагаю референдум с единственным вопросом»


Спикер парламента и лидер парламентского большинства Анатолий Бибилов, выступающий за вхождение республики в состав России, считает, что референдум должен быть проведен с одним единственным вопросом
Спикер парламента и лидер парламентского большинства Анатолий Бибилов, выступающий за вхождение республики в состав России, считает, что референдум должен быть проведен с одним единственным вопросом

Спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов не согласен с формулировкой вопроса, который югоосетинские власти намерены вынести на референдум.

Гражданам будет предложено внести изменения в статью 10 Конституции, в которой прописано, что республика «вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий». Согласно распространенной администрацией президента информации, на референдуме, который Леонид Тибилов пообещал провести до августа этого года, гражданам предстоит решить, наделить ли главу государства правом обратиться к Москве с предложением о принятии республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта и заключить с Российской Федерацией соответствующий договор.

Спикер парламента и лидер парламентского большинства Анатолий Бибилов, выступающий за вхождение республики в состав России, не согласен с такой постановкой вопроса:

«Когда Леонид Харитонович объявил осенью прошлого года, что собирается проводить референдум о вхождении РЮО в состав РФ, то наша партия «Единая Осетия» – одна из тех политических сил, которая поддержала эту идею, сделала заявление в поддержку проведения референдума и просила уточнить дату проведения плебисцита. Это было в прошлом году. Для нас как для политической партии, для народных избранников, граждан своего государства, так и для всего народа самое главное, чтобы референдум был проведен с одним единственным вопросом – согласны ли наши граждане, чтобы Южная Осетия вошла в состав Российской Федерации. Другие какие-то шаги – изменение Конституции, расширение полномочий президента или председателя парламента, или каких-то еще руководителей – мы не приемлем. Мы не можем отнимать полномочия и права у граждан республики Южная Осетия. Мы не можем отбирать у народа, у избирателя право повлиять на свое развитие как народа, как этноса. Я предлагаю провести референдум с единственным вопросом – о вхождении РЮО в РФ. Других вопросов ни как гражданин РЮО, ни как спикер, ни как председатель партии «Единая Осетия» я не приемлю. Я не могу позволить, чтобы право целого народа мы отдали одному человеку».

Анатолий Бибилов говорит, что намерен провести консультации с представителями исполнительной власти, и если компромисса достичь не удастся, то партия парламентского большинства сформирует инициативную группу по проведению другого референдума, на который будет вынесен единственный вопрос – о вхождении республики в состав России. Продолжает Анатолий Бибилов:

«Определенно идет отступление от того первого заявления, которое президент сделал о проведении референдума о вхождении в РФ, идет отступление от этой темы и от этого желания, ради этого и хотят изменить Конституцию. Поэтому мы оставляем за собой право создать инициативную группу, собирать подписи и проводить референдум, чтобы стоял вопрос именно о вхождении в состав России, а не какие-то фантомные проекты по вхождению и изменению Конституции. Или же мы рассмотрим на законодательном уровне возможность инициирования референдума парламентом, если законом это предусмотрено, мы будем это делать».

Политолог, директор Центра информационных технологий «Интеллектуальные ресурсы» Коста Дзугаев полагает, что власть должна добиться широкого общенационального согласия по этому вопросу. Для этого, считает политолог, президенту следует созвать представительное собрание с участием всех политических сил республики. Говорит Коста Дзугаев:

«Ситуация с референдумом довольна проста. Дело в том, что не проводить референдум уже невозможно. По той причине, что этого требует народ. Люди хотят высказать и зафиксировать свое мнение. Противодействовать этому ни один вменяемый политик не может и не должен. Вопрос в том, в каком виде этот референдум должен быть проведен, в частности, какие формулировки вопросов должны быть представлены. Почему-то это стало проблемой. Есть некоторые догадки, понимание того, почему это становится проблемой. Уж, казалось бы, вопрос прост: «Хотите ли вы войти в состав России - да или нет?» Но сейчас появляются какие-то промежуточные, паллиативные варианты. Наверное, это связано с тем, что Москва, с которой контактирует наше высшее политическое руководство, все-таки высказывает вполне понятные опасения. Однако и здесь я вынужден обратить внимание на высказывание президента России Путина о том, что нас ограничивают только интересы осетинского народа. Так давайте выясним, что это за интересы. Может быть, чтобы избежать никому ненужной внутри югоосетинского общества напряженности, надо созвать представительное собрание политиков, политически репрезентативное… на котором обсудить все мнения с заинтересованными группами лиц и прийти к единому мнению. Я уверен, что это мы сможем сделать. Если же этот референдум начнут проталкивать административно, в данном случае исполнительная власть, то это опять приведет к конфронтации. В распространенной президентской администрацией информации, в пояснительной справке говорится, что «даже спустя длительное время не будет необходимости проведения нового референдума, так как необходимые основания и уполномоченные органы уже будут предусмотрены Конституцией РЮО». Мне не нравятся эти формулировки, и я думаю, они не нравятся 85% наших граждан. Именно поэтому я и говорю, что надо провести представительное собрание, где высшая власть должна довести до людей, что есть некоторые обстоятельства, которые мы должны учесть. Возможно, они действительно имеются, но пусть нам об этом скажут. Иначе получается, что нас в явочном порядке ставят перед вопросами, которые большинство населения не считает правильными».

Сам югоосетинский президент пока хранит молчание. В статье, опубликованной в государственных СМИ Южной Осетии, администрация президента сообщает, что «новый референдум по внесению изменений в статью 10 Конституции РЮО нам необходим».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG