В Сухуме прошла встреча родственников пропавших без вести во времена Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Некоторые из них только сейчас, семьдесят лет спустя, смогли наконец узнать о трагической судьбе своих родных.
В рамках проекта «Возвращение имени» Григорий Скворцов занимается поиском родственников пропавших без вести воинов Великой Отечественной войны из Абхазии. Ему удалось создать базу данных, в которой числятся около 360 жителей Абхазии, погибших в немецком плену с 1941 по 1945 гг. В этой базе, помимо имен и фамилий, указаны села и города Абхазии, откуда они были родом и откуда ушли на фронт, а также есть сведения о местах пленения и названия концентрационных лагерей, куда они были доставлены и где погибли или были убиты.
Судьба советских военнопленных была очень трагичной. Преступный сталинский режим отказался от защиты их прав и обрек своих граждан, попавших в плен, на верную и мучительную гибель. Ни одна страна во времена Второй Мировой войны не отказалась от своих плененных граждан. Их опекал и поддерживал Международный Красный Крест. Но на его предложение взять на себя попечение о пленных советское правительство ответило отказом. В результате 3,5 миллиона советских людей погибли в концентрационных лагерях, никто из них не получал ни медицинскую, ни продовольственную помощь. В то время как пленные французы, англичане и представители других стран получали различную помощь, письма из дома, а обращение с ними контролировалось Красным Крестом. В СССР после возвращения из немецкого плена выживших в плену подвергали репрессиям, отправляли уже в советские лагеря, расстреливали.
Десятилетиями семьи военнопленных ничего не знали о судьбе своих близких. Сегодня проект «Возвращение имени» стремится хотя бы частично восстановить справедливость. Его участники разыскивают родственников, вручают документы и сообщают о судьбе их родных.
В рамках этого проекта в Сухуме собрались первые родственники пропавших без вести, которых удалось найти в Абхазии.
Зоя Михайловна Ахиба приехала на встречу из села Мугудзырхуа Гудаутского района. Ее отец – Ахиба Мкан Джикутанович был офицером, пропал без вести 24 июля 1941 года на Чудском озере. Погиб 23 июня 1942 года в немецком концентрационном лагере Шталаг, захоронен в общей могиле. Семья получила извещение в 1946 году. Все эти годы Зоя Ахиба ничего не знала о судьбе своего отца. Она рассказывает:
«Моя мать была беременной. В 1940 году до войны забирали ребят и отца забрали. Дед мой глупость сделал, невестка его беременной была, и он мог сына оставить, но не сделал этого, сказал, пусть служит. И война началась. С фронта он не вернулся. Последнее письмо от него было, когда я уже родилась, оно сохранилось. Он пишет: мою единственную наследницу сохраните, пока я не вернусь. Но он так и не вернулся, без вести пропал».
На встречу приехали брат и племянник Котика Пачалия – Нури и Батал Пачалия. О его судьбе рассказал им Григорий Скворцов:
«Котик Пачалия – это житель села Аацы. По документам, которые мы проверяли, я выяснил, что он первый свой бой принял в горах Абхазии, когда немцы подошли к Сухуму со стороны Клухорского перевала. Бои были тяжелые, страшные, многие погибли, но он остался жив. И вместе с бойцами они спустились вниз колонной и остановились в родном селе Котика. Но вскоре получили приказ выступать в район Керчи. И вот здесь есть тот вопрос, который можно адресовать Министерству обороны, общественным организациям Абхазии… Дело в том, что, если мы посмотрим по документам, много жителей Абхазии пропали без вести в Керчи в 1942 году. Исчезновения и списки там исчисляются сотнями. Как такое количество людей могло пропасть? Что там произошло?»
Скворцов сообщил, что Котик Пачалия попал в плен 13 января 1944 года в г. Николаевске, погиб в концентрационном лагере Шталаг-315 (Пржекопана, Польша) 21 апреля 1944 года. Скворцов вручил родственникам Котика Пачалия карточку военнопленного, в которой вся имеющаяся информация о нем.
Два жителя Абхазии – Константин Лакербая из села Дурипш Гудаутского района и Джумка Ануа из села Члоу Очамчирского района попали в плен и погибли в концентрационном лагере «Картофельный городок» в Симферополе. Этот лагерь был развернут на территории бывшей овощной базы, там были уничтожены тысячи военнопленных.
Родственников Константина Лакербая на встрече представлял однофамилец Отар Лакрба. Он сообщил, что прямых родственников у Константина не осталось, он ушел на фронт совсем молодым. А Джумку Ануа смогла разыскать его племянница Лиана Ануа.
О судьбе своего деда рассказала Саида Лейба:
«Мой дед – Лейба Александр Бегович перед войной был директором школы в селе Мугудзырхва. У него на тот момент было четверо детей – три сына и дочь. Ушел он молодым человеком на войну в 1941 году. Мой отец и его братья знали, что их отец пропал без вести. Года два назад мы узнали о том, что он значится в списке погибших в плену в Германии. Когда мы узнали, что есть такой интернет-ресурс «ОБД Мемориал», стали искать и нашли. И теперь мы знаем, что дед похоронен в Германии. С тех пор, как мы узнали, что есть место, где он захоронен, конечно, мой отец, его братья и сестра строят планы, чтобы попасть на его могилу».
Но пока неизвестно точное место захоронения, поиск продолжается, и к нему подключилась Хибла Амичба, представитель Абхазии в Германии.
Григорий Скворцов обратился ко всем родственникам с просьбой принять участие в марше «Бессмертного полка», который пройдет в Сухуме 9 Мая в День Победы. Он проинформировал всех о том, что можно отсканировать и распечатать фотографии до 5 мая бесплатно в Представительстве Россотрудничества в Республике Абхазия, по улице Абазинской, 8.
Поиск родственников военнопленных в Абхазии продолжается. Пока в него включилось только абхазское население, но в списке много армян, грузин и русских из Абхазии, ушедших на войну и пропавших без вести. В социальной сети Facebook создана общедоступная группа с названием «Возвращение имени». Любой человек может присоединиться к группе и получить доступ к базе данных.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия