В Национальном музее Северной Осетии открылась выставка под названием «З.А.Г.С.» – «Зарисовки. Анимация. Горцы. Свадьба». Экспозиция приурочена к 135-й годовщине со дня рождения выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова. Проект призван популяризировать осетинский традиционный свадебный обряд.
Проект «З.А.Г.С.» – «Зарисовки. Анимация Горцы. Свадьба» – это симбиоз художественных жанров, сосредоточенных на 40 квадратных метрах выставочного зала Национального музея. Знаменитые графические работы Махарбека Туганова, иллюстрирующие свадебную и семейную обрядность осетин, увлекают посетителя в седую глубь веков, когда тщательно соблюдались сложившиеся столетиями ритуалы. Здесь представлены и предметы быта традиционного жилища «хадзара» – надочажная железная цепь, олицетворяющая вертикаль мироздания. Обитатели жилища верили, что соприкосновение огня и железа связывает их с небесными силами. В рамках проекта был воссоздан и ныне утраченный танец «Ерыс», в котором девушка демонстрирует равноправие с юношей, состязаясь с ним в танце на носках.
Благодаря проекту появился и анимационный фильм по мотивам зарисовок Туганова. В нем использованы фольклорные мелодии, хранящиеся в архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, и авторская музыка, специально написанная для проекта композитором Дзерассой Дзлиевой. 27 апреля учащимся из ста североосетинских школ даже провели виртуальную экскурсию, посвященную осетинской свадьбе.
Партнером проекта «З.А.Г.С.» выступил Национальный музей Северной Осетии, рассказывает генеральный директор Национального музея истории, археологии и этнографии Лариса Сохиева:
«Свадебный обряд – это традиция, имеющая место в нашей жизни… Она с течением времени теряет сакральный смысл и приобретает иные формы. Поэтому одна из задач проекта – донести до подрастающего поколения значение традиций осетинской свадьбы, которые, к сожалению, утрачены… Мы должны сберечь те традиции, символы, культурный код, который расшифровывает наши свадебные обряды. Это интересно узнать в первую очередь молодым… Эти обряды проводились не для развлечения, а традиционными формами призывались счастье, благодать, любовь, долгая совместная счастливая жизнь».
Организаторы проекта просили жителей республики прислать свадебные фотографии, хранящиеся в семейных архивах. Удалось собрать около 50 снимков, сделанных с 1960-х годов прошлого века до наших дней. С черно-белых и цветных фотоснимков смотрят счастливые лица пар, только-только связавших себя брачными узами. Впрочем, само оформление фотовыставки оставляет противоречивое впечатление. По словам одного из посетителей, «не самый удачный ход обрамлять свадебные фотографии в черные рамки, поскольку складывается впечатление не веселого торжества, а некой драмы, и это придает экспозиции мрачный, даже траурный вид».
Шестнадцатилетний Артур Агаев увидел в выставке совсем другие краски. Он признается, что заглянул в музей второй раз в жизни и не разочаровался:
«В детстве один раз был и сейчас вот пришел… Видел свадебные обряды. Оружие понравилось, понравились свадебные костюмы, люльки детские деревянные, куда укладывали спать детей. Я еще раз приду, думаю».
Александр Колесников, пятнадцать лет назад переехавший из Владикавказа в Ставрополь, заглянул в музей вместе с сыном и племянником. У экспозиции «З.А.Г.С.» они задержались недолго – посмотрели все за несколько минут и направились к выходу. Александр говорит, что увиденное вызвало у него противоречивые чувства:
«Музей стал меньше, конечно. Хотелось бы, чтобы экспозиций и раритетов было больше, чтобы показывать своим детям наше прошлое, наши обычаи. Чтобы наши дети знали историю своего народа».
Впрочем, к традиционным обрядам осетин проект привлек внимание не только североосетинского зрителя. В прошлом году «З.А.Г.С.» – «Зарисовки. Анимация. Горцы. Свадьба» – стал победителем ХII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Открытая коллекция». По словам директора Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галины Тебиевой, работа над ним велась почти год:
«Для создания анимации чуть ли не по каждому кадру выстраивали сценографию, меняли ее, шлифовали. Процесс был длительный».