Accessibility links

«Электроцинк» отказывается от свинца, угроза экологии остается


Акции протеста против экологически вредного производства завода «Электроцинк» проводились во Владикавказе, Ессентуках, экологи направляли многочисленные обращения в постпредство президента РФ в СКФО, созывали конференции
Акции протеста против экологически вредного производства завода «Электроцинк» проводились во Владикавказе, Ессентуках, экологи направляли многочисленные обращения в постпредство президента РФ в СКФО, созывали конференции

Владикавказский металлургический завод «Электроцинк» с 15 июня остановит производство свинца. Такая договоренность была достигнута врио главы Северной Осетии Вячеславом Битаровым и владельцами предприятия. Напомним, североосетинские экологи давно требовали отказаться от экологически вредного производства.

Владикавказский «Электроцинк» входит в структуру Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Как сказано в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте предприятия, на остановку свинцового производства завод потратит 40 миллионов рублей. Уже разработана специальная программа по выводу основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений из эксплуатации, за исключением оборудования, необходимого для обеспечения сохранности объектов, регламентных и санитарно-технических требований, а также требований экологической безопасности.

Встрече врио главы Северной Осетии Битарова с руководством металлургического завода предшествовала очередная акция протеста. Последнее несанкционированное шествие против загрязнения окружающей среды «Электроцинком» прошло 29 марта – на 40-й день после смерти предыдущего главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова. В апреле этого года Вячеслав Битаров заявил, что его позиция как гражданина заключается в том, что «завод нужно закрывать». Битаров не раз ставил этот вопрос, будучи главой парламентского комитета по экологии и природным ресурсам, а также в ранге премьер-министра республики.

За отказ от производства свинца на одном из крупнейших предприятий цветной металлургии России высказывался и ныне покойный глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров.

Новость о закрытии свинцового производства жители республики восприняли с воодушевлением. Владикавказец Батраз Кадохов надеется, что теперь дышать во Владикавказе станет легче:

«Очень благоприятно, что закрывают. Надеюсь, что в городе с экологической точки зрения станет лучше. Надеемся, что в ближайшее время мы почувствуем изменения в воздухе. Все знают, что воздух в городе загрязнен. Особенно это ощущается, когда выезжаешь на природу и потом возвращаешься во Владикавказ. Дети у нас болеют чаще болезнями горла, бронхов. Даже простуда бывает намного чаще, чем в районах республики – Ардоне и Дигоре. Надеемся, что ситуация улучшится».

Руководитель североосетинского отделения партии «Яблоко» Анатолий Сидаков был организатором первых акций протеста против экологически вредного производства завода «Электроцинк». Пикеты проводились во Владикавказе, Ессентуках, экологи направляли многочисленные обращения в постпредство президента РФ в СКФО, созывали конференции. Сидаков говорит, что отказ от производства свинца – только первый шаг. По его словам, экологи будут добиваться закрытия предприятия:

«Действительно, не только давление властей мы ощущали, но и отказывали нашей партии в регистрации из-за того, что мы выходили с такой позицией – закрыть полностью завод и перевести «Электроцинк» в другой регион, на Урал. Почему? Потому что в Северной Осетии не добывают руду, все сырье привозят с Урала. Там уже построили завод, и руководство УГМК производство свинца сейчас переводит туда. Но мы по-прежнему будем добиваться того, чтобы полностью перенести завод. Решение Битарова – это пока первый шаг. Надо будет делать следующий».

Ацамаз Хадиков – самый известный активист, выступающий за закрытие «Электроцинка». Из-за собственной позиции его несколько раз увольняли с работы, вызывали на допросы в прокуратуру, угрожали. По словам Ацамаза Хадикова, вместо свинца «Электроцинк» увеличит производство не менее вредного цинка, а значит, угроза экологии останется:

«По моим подсчетам, завод увеличивает цинковое производство на 30%. Увеличились объемы добычи, на перерабатывающих предприятиях УГМК появились дополнительные источники цинкового концентрата. И в связи с этим идет расширение электролитного цеха. Выплавка цинка возрастет. Они указали, что с 1 июня вводятся в строй 54 ванны – два каскада, а с 1 августа еще несколько. Я посчитал, что объемы производства цинка возрастают на треть. Сырье для свинца более чистое, чем для цинкового производства, и получается, что токсичность выбросов останется той же, но объем выбросов станет больше».

Ацамаз Хадиков подчеркивает: победу «зеленым» пока праздновать рано. Он говорит, что единственное решение экологической проблемы – вывоз завода за пределы Северной Осетии.

XS
SM
MD
LG