ЦИК Южной Осетии предложил парламенту внести изменения в избирательное законодательство. Если депутаты поддержат предложение, кандидаты в президенты республики будут обязаны представить в ЦИК для регистрации 5000 подписей, а не 1000, как это предусмотрено законом сейчас.
Понятно, что Избирком – заведение, не отличающееся самостоятельностью и инициативностью. Без подсказки сверху ни о каком обращении в парламент с предложением рассмотреть законодательную инициативу и речи быть не может. Исключено. Невозможно. Случись какая-нибудь раздражающая власть самодеятельность, шефу Избиркома сразу напомнят, что она вместо установленного законом лимита в два председательских срока досиживает третий срок и, судя по всему, рассчитывает и на четвертый.
Поэтому, вне всякого сомнения, автор идеи – не председатель ЦИК Белла Плиева. Кроме того, ну не станут исполнители публично обращаться к законодателям, предварительно не обговорив с ними тему в кулуарах. Не рискнут нарваться на публичную порку депутатов, упреки в узурпации власти и т.п. Так что, судя по всему, тема согласована и очень похожа на сговор законодателей и исполнителей, цель которого – воспрепятствовать участию в выборах возможных, а может быть, и вполне конкретных конкурентов. Это такая расчистка площадки, по степени вероломности сопоставимая с отменой результатов выборов 2011 года.
Еще совсем недавно люди выли по поводу повышения минимальной численности партий с 300 до 500 членов, говорили, что собрать 500 – это очень много.
А теперь желающим принять участие в президентских выборах предлагают собрать 5000 подписей избирателей вместо 1000.
У меня вопрос: кто это осилит, кроме административного ресурса? Нетрудно представить, как их будут собирать: подписные листы будут распространять в бюджетных организациях, госучреждениях, университете. Ответственным за сбор подписей назначат руководителя организации, и пусть только попробует кто-то из его подчиненных не подписать. Можно быть уверенным, что этот же руководитель будет пресекать подобные попытки сбора подписей со стороны не одобренных руководством персон. Это не моя фантазия – мы в России это уже проходили. Теперь, судя по всему, ваша очередь, товарищи южане.
Тем же, кто попытается идти на выборы без административной поддержки, придется собирать подписи по домам. Без наемных сборщиков с таким объемом не справиться. По опыту прошлых выборов за одну подпись сборщики берут от 100 до 200 рублей. Соответственно, 5000 подписей – это от 500 000 до одного миллиона рублей. И при этом никаких гарантий, что ЦИК не признает часть подписей недействительными, как это уже было. И незадачливый кандидат будет до подведения итогов выборов доказывать в суде свою правоту.
Примечательны первые комментарии, появившиеся в прессе по этому поводу. По мнению главы парламентского комитета по законодательству Олеси Кочиевой, предлагаемые поправки направлены на устранение пробелов, которые касаются, в частности, пункта «ценз оседлости». С этим трудно не согласиться. Дело в том, что, как показали выборы 2011 года, ценз оседлости недостаточно эффективен. Он все же допускает возможность появления в республике несанкционированных чиновничеством свободных кандидатов. Это в принципе недопустимо. Они побеждают, выборы приходится отменять, начинается кризис. Кому это надо?
В противовес народовластию выстраивается такое квазисословное общество. Аристократия, в принципе, уже определена. И не сморите, что это вчерашние комсомольцы, что они по привычке хватаются правой рукой за вилку и крошат на скатерть. Они уже почувствовали вкус власти, они считают, что созданы править, несмотря на плохое образование и узкий кругозор. Они распоряжаются суверенитетом, за который отдали жизни сотни людей, как собственностью. Они превращают основополагающие институты государства и гражданские права в пустую формальность, когда рисуют итоги выборов или придумывают вердикты для своих оппонентов. Каждый из них уже знает свое место в новой иерархии.
Проблема в том, что о своем месте пока не знают те, кому уготовано быть плебеем. Более того, они даже еще не знают, что они плебеи. Поэтому к пониманию своего места их надо подводить постепенно. Плебей сам должен прийти к осознанию своей ничтожности. Например: «Ты возомнил, что способен занять наше место? Собери-ка для сначала 5000 подписей».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия