На Военно-Грузинской дороге сошел сель из-за активизации стихийных процессов в Амали-Девдоракском ущелье Грузии. Движение автотранспорта на участке автомобильной дороги Мцхета-Степанцминда-Ларс в настоящее время закрыто. Из-за этого на российско-грузинской границе скопилась очередь из грузовиков, и она продолжает расти. Наш владикавказский корреспондент проезжала опасный участок дороги за полчаса до схода селевых потоков и воочию наблюдала за разгулом стихии и работой экстренных служб.
Я добиралась во Владикавказ по Военно-Грузинской дороге. В пять часов вечера на одном из крутых поворотов нас остановил сотрудник мониторинговой группы Национального агентства окружающей среды и предупредил, что с гор идет селевой поток и надо разворачиваться в сторону Казбеги. Мы были в километре от КПП «Дарьял», и водитель, надавив на газ, решил скорее добраться к грузино-российской границы. Как только мы достигли монастырского комплекса святых Архангелов Михаила и Гавриила, который возведен на вершине скалы в шаговой доступности от границы, полицейский потребовал свернуть в гору и подняться к храму, чтобы укрыться на прилегающей территории. У основания церкви стал собираться весь транзитный транспорт, сюда же эвакуировали персонал полиции и таможенной службы с КПП «Дарьял».
Как выяснилось, за Девдоракским ледником ведется круглосуточное наблюдение. Об опасности схода лавины стало известно заблаговременно, поэтому все службы были предупреждены и успели вовремя оповестить людей о надвигающейся угрозе. С 16:30 Военно-Грузинскую дорогу закрыли для движения автотранспорта. Одни успели вернуться в Казбеги, другие, застигнутые на КПП «Дарьял», смогли укрыться под сводами православного храма.
Несмотря на холодный дождь и пронизывающий ветер, люди рассредоточились на склонах скалы и, наблюдая за начавшимся движением селевых потоков, стремительно впадавших в Терек черной лавой, делали селфи и с нетерпением ждали схода самой лавины, который, впрочем, не заставил себя долго ждать. Вдруг с оглушительным шумом скальные породы обрушились с вершин мощными потоками, в считанные секунды заполнили камнями и грязевой массой всю низину Дарьяльского ущелья, сметая в мгновение ока дорожное полотно. В этот момент и зазевавшиеся пассажиры, и туристы, минутой ранее с любопытством наблюдавшие за сходом лавины с безопасной высоты, бросились наутек и стали взбираться по мокрым горным тропинкам еще выше. Женщины взволнованно звонили родным, объясняли ситуацию. Мужчины снимали происходящее на телефоны. Некоторые путники пережидали стихию в своих автомобилях или укрывались в недостроенных зданиях на территории монастыря. Полицейские советовали собравшимся подкрепиться горячим чаем, поясняя, что ночевать придется на территории монастыря и дорожное сообщение с Россией в лучшем случае возобновится через две недели. «Следовавших в Россию и из России граждан эвакуируют вертолетом завтра или когда это станет возможным», – говорили они, добавив, что как минимум сутки выбраться из этой западни будет невозможно. Монахи и служители храма без устали разносили путникам горячее питье, хлеб с сыром, подавали фрукты. Таможенники переговаривались по рации, и по их спокойной, уверенной реакции было видно, что ситуация под контролем и люди в безопасности.
Я пообщалась с настигнутыми стихией попутчиками. Они эмоционально делились со мной впечатлениями. Жительницу Владикавказа Хатуну приехал встречать на КПП «Верхний Ларс» супруг. Узнав о стихийном бедствии, он нервно названивал ей. Говорит жительница Владикавказа Хатуна:
«Мне супруг говорит, что весь автотранспорт развернули обратно в Северную Осетию, закрыли проезд и территория таможни пустая. Пассажиров нет. На Верхнем Ларсе сотрудники погранслужбы, таможенники ждут, когда из Грузии появятся первые пассажиры. Дождя там нет. Все тихо. Я, конечно, испугалась, когда поняла, что мы здесь заблокированы. Если бы мы были ближе к Казбеги, я бы вернулась в Тбилиси».
Около восьми часов вечера, когда опасность миновала, электроснабжение было восстановлено и граждан России и Армении попросили выдвинуться в сторону КПП «Дарьял», который ненадолго возобновил работу, чтобы пропустить их в Россию. Мы быстро прошли таможенный контроль и, миновав нейтральную полосу, въехали на КПП «Верхний Ларс». Солнце медленно садилось на западе, слабо освещая меркнувшими лучами вершину ущелья. О непогоде, разыгравшейся в грузинской части Дарьяльского ущелья, можно было догадаться по бурному течению Терека, чьи буйные воды вот-вот грозились выйти из берегов, но, огибая «Ермоловский камень», уносили осколки горных пород сошедшего в Девдоракском ущелье селя вдаль к Каспийскому морю.
Персонал КПП «Верхний Ларс» оперативно обслужил уставших пассажиров, пограничники расспрашивали их о стихии и, убедившись, что обошлось без жертв, с облегчением вздыхали. Проезжая мимо скопившегося вдоль трассы автотранспорта, водитель такси останавливался и говорил водителям грузовых фур и легковушек не тратить зря время и возвращаться обратно, поскольку дорогу просто смыло. Но люди не верили и надеялись, что через несколько часов они продолжат свой путь. Говорит водитель такси Важа:
«Напрасно не стойте. Дороги нет уже. Я вам говорю, жалко вас, чтобы не стояли зря. До скалы снесло дорогу. Мы застряли на таможне и поэтому едем, а так – дороги нет. И за десять дней не сделают. Там одна скала стоит и вода идет».
Интересно, что на этом участке дороги в 2014 году дважды – в мае и августе – сходили селевые потоки, в результате чего погибли люди. В обоих случаях оползень сошел с ледника Девдорак и перекрыл ущелье реки Терек. Тогда стихия забила дно ущелья грязью и камнями, образовав холмы высотой с пятиэтажный дом. Именно поверх этой застывшей массы была проложена колея, по которой вплоть до вчерашнего вечера передвигался транспорт. Расчистить ущелье аварийные службы даже не пытались, восстановить дорогу полностью было невозможно. Чтобы расширить ее, была взорвана скала, что позволило обеспечить движение автотранспорта. Со временем воды Терека смыли верхнюю часть затвердевшей селевой массы и стали отчетливо просматриваться погребенные под тоннами камней кузова бульдозеров и скомканные корпуса легковых машин, которые были накрыты лавиной во время строительных работ.
Сегодня МЧС по Северной Осетии объявило, что на участке Военно-Грузинской дороги Редант - Верхний Ларс скопилось 250 автомобилей. Восстановление дорожного полотна займет от 15 до 20 дней. Водителям рекомендуют воздержаться от движения в данном направлении до нормализации обстановки.