В Цхинвале не состоялось заседание президиума парламента, на котором планировалось рассмотреть предложенные Центризбиркомом поправки в избирательное законодательство. Депутаты, представители президента и ЦИК не смогли прийти к общему мнению.
Сегодня в 11 часов должно было состояться заседание президиума парламента Южной Осетии. Депутаты – члены президиума, многие из районов, заблаговременно собрались в парламенте, но заседание откладывалось без объяснения причин. В результате они прождали до пяти часов вечера, к ним так никто и не вышел, не потрудился объясниться. Возмущенные депутаты разъехались по домам.
Все это время в кулуарах шло обсуждение поправок к закону о выборах с участием депутатов, представителей президента и ЦИК. Поправки вызывают много споров, но, как подчеркивают участники дискуссий, разногласия носят не политический характер, а законотворческий и технический.
Понятно, что задача ЦИК состоит в том, чтобы организовать выборный процесс в соответствии с буквой закона. Но закон не доработан, не конкретизирован, в нем не обозначены механизмы применения закона. В первую очередь речь идет о цензе оседлости. Согласно этой норме, кандидат в президенты должен постоянно проживать в республике не менее 10 лет. Эта поправка была внесена в проект Конституции 2001 года. В августе 2011 года, перед президентскими выборами в парламент обратился ЦИК с просьбой разъяснить, что такое 10 лет постоянного проживания. Уточнения парламента были равносильны поправке – 10 последних лет постоянного проживания. Но при этом, что означает термин «постоянное проживание», так и осталось тайной. Теперь, судя по всему, ЦИК решил зайти с другой стороны – он сам инициировал поправки к закону, которые позволили бы сделать его внятным, применимым.
ЦИК предлагает считать постоянно проживающими гражданами тех, кто отсутствует в республике не более 90 дней в году. В этой части споры разгорелись по поводу того, в каких случаях пребывание за рубежом не должно учитываться при подсчете времени постоянного проживания в республике. Т.е. в каких случаях отсутствие может считаться по уважительной причине. Нужно ли считать нарушившими ценз оседлости студентов, которые выехали на учебу в российские вузы? Или тех, кто длительное время находился на лечении? Или тех, кто по роду своей деятельности выезжает в длительные командировки, но при этом работает в югоосетинских структурах, платит налоги в республиканский бюджет? С одной стороны, логично признать, что все вышеперечисленное не является нарушением ценза оседлости. С другой стороны, если это не нарушение, то ценз оседлости превращается в пустую формальность, которую легко преодолеть.
Сведения о том, соблюден ли ценз оседлости кандидатом, предоставляет уполномоченный орган – МВД. Вопрос: где МВД возьмет эти сведения? В Южной Осетии нет закона, обязывающего жителей каждый вечер отмечаться у участкового. На пограничном посту Южной Осетии нет учета выезжающих и въезжающих. Министерство внутренних дел должно будет предоставить в ЦИК аргументированную легитимную информацию. Где оно ее возьмет, пока непонятно.
Единственное, в чем сегодня стороны пришли к единому мнению, – это необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей в его поддержку. Изначально ЦИК предлагал увеличить их с 1000 до 5000. Депутаты посчитали это перебором и снизили до 3500. Но и при этом сокращении объем подписных листов превышает 10% общего числа избирателей.
Один из участников обсуждений сообщил мне, что депутаты намерены принять поправки до парламентских каникул.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия