Сегодня в Европарламенте были отложены все комитетские слушания, в том числе и слушание комитета по вопросам гражданских свобод, правосудия и внутренних дел, который должен был рассмотреть вопрос безвизового режима для Грузии. Причиной отмены стала подготовка к внеочередной пленарной сессии Европарламента, на которой будут обсуждать итоги референдума о выходе Великобритании из ЕС.
То, что референдум о выходе Великобритании из ЕС внесет изменения в работу евроструктур, мало кто сомневался в Грузии. Поэтому отмену назначенных на сегодня комитетских слушаний грузинские наблюдатели считают логичной: парламентариям действительно нужно время, чтобы разобраться с итогами Brexit.
Между тем, если бы не Brexit, комитет по вопросам гражданских свобод, правосудия и внутренних дел мог рассмотреть вопрос о визовой либерализации Грузии с ЕС. Европейские депутаты могли бы обсудить рекомендации докладчика по Грузии Марии Габриэль об ограничении количества голосований. Она предлагала утвердить решение о визах сразу в окончательном чтении.
Эту рекомендацию на фоне затянувшегося обсуждения визового вопроса в Совете Европы в Тбилиси неделю назад оценили как значительный шаг вперед на пути визовой либерализации.
Посол Франции в Грузии Паскаль Монье сегодня в беседе с телекомпанией «Рустави 2» попытался подбодрить грузинское общество. По его словам, выход Британии из ЕС не повлияет на отношения Брюсселя и Тбилиси и «процесс визовой либерализации завершится к сентябрю».
На это надеется и специалист по международным отношениям Николоз Самхарадзе. То, что комитетские слушания были отменены на неопределенный срок, эксперт не считает хорошей новостью для Грузии, но, исходя из сложившейся ситуации, этого следовало ожидать:
«Естественно, вопрос Грузии передвинется на второй план. Для ЕС сейчас важнее разобраться с Британией. Тем более, в самой Британии процессы идут очень динамично и не все ясно до конца. К примеру, та же позиция парламента Шотландии, который не исключил возможности наложить вето на законопроект о выходе Британии из ЕС. Да, все это огромный шок для ЕС, но, с другой стороны, все это может обернуться тем, что в Брюсселе больше станут обращать внимания на те страны, которые стремятся к евроинтеграции – процессу, который приостановлен именно из-за позиции стран-евроскептиков», – размышляет Николоз Самхарадзе, следуя поговорке, что «нет худа без добра».
Возможность, что на освободившемся месте Британии в ЕС в обозримом будущем может оказаться другая страна – тем более Грузия, – даже теоретически не рассматривает независимый эксперт Заал Анджапаридзе:
«Когда эмоции утихнут, ситуация успокоится. ЕС пошагово начнет отвечать на те вызовы, которые возникли в результате Brexit. И задача нашего правительства в том, чтобы не наблюдать со стороны за этими процессами, а заставить Евросоюз не забывать о нас».
Заал Анджапаридзе назвал ошибкой правительства то, что оно слишком большое внимание уделяло дате начала безвизового режима, тем самым создавая ложные ожидания у населения. Впрочем, оттягивание этого процесса, по мнению эксперта, не вызовет негативной реакции в обществе. Ведь у большинства в Грузии нет финансовых средств, чтобы в случае введения безвизового режима позволить себе поездку в Европу.