ПРАГА---Заместитель главы МИД Российской Федерации Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе провели очередную встречу в Праге. Еще до начала встречи российский дипломат заявил в СМИ, что прорывов от сегодняшней встречи ждать не стоило. Об итогах пражской встречи мы поговорим с Зурабом Абашидзе.
Кети Бочоришвили: Батоно Зураб, прежде всего, вопрос об убийстве Гиги Отхозория. В каком ключе вы обсуждали этот вопрос?
Зураб Абашидзе: Этот вопрос и подобного рода вопросы, связанные с проблемами безопасности, с конфликтными регионами, предметно обсуждаются в Женеве. Для того и создан этот формат, чтобы обсуждать в наших двусторонних отношениях самые деликатные и сложные политические вопросы. А в Праге мы целиком сфокусированы на торгово-экономических связях, транспортных коммуникациях, некоторых гуманитарных вопросах. Но когда происходит такой, из ряда вон выходящий случай, безусловно, его никак не получается обойти молчанием и сразу начать с вопросов, связанных с экспортом, импортом и т.д. Чисто по-человечески это не получается. Поэтому мною было сказано, что в Грузии это вызывает особые эмоции, и мы ждем, что в отношении этого человека, который совершил злостное убийство, будут предприняты соответствующие меры.
Домашний арест – это совершенно неадекватное решение. Кстати, мой русский коллега согласился с таким подходом, но они всю ответственность как бы перекладывают на абхазскую сторону. Понимаете, для нас это не совсем приемлемо, потому что премьер-министр сделал заявление, что, прежде всего, де-факто власти должны этого человека задержать, арестовать, потому что есть даже опасность того, что кто-то решит расправиться с ним, и в этом грузинское правительство никак не заинтересовано. Если такое случится, сразу ответственность и вся вина могут лечь на грузинскую сторону, или кто-то попытается это сделать, поэтому в наших интересах, чтобы поскорее этого человека арестовали и ему был вынесен соответствующий приговор.
Все совершенно очевидно, все записано, все это показано, все это видели, никаких вопросов совершенно нет. Но так, чтобы мы с такой позицией сразу согласились, конечно, это не получается. У российской стороны совершенно другая ответственность в этих регионах. Степень их влияния, степень их присутствия, степень ответственности, которую они взяли за эти регионы, очень высокого уровня, поэтому говорить, что в этом абхазы виноваты и вы с ними разговаривайте, – это бесперспективный подход. Я думаю, что они и сами понимают, что такой подход не сработает, но, прежде всего, мы повторяем, что этот человек должен быть арестован.
Кети Бочоришвили: Были ли у Карасина вопросы относительно того, чего именно добивается грузинская сторона: чтобы судили этого человека на территории Абхазии или передали его Грузии?
Зураб Абашидзе: Вопрос о передаче пока не стоит. Мы говорим о том, чтобы абхазские де-факто власти его судили в соответствии с тем преступлением, которое видели все – in life, как говорится. Суд решил, что необязательно его брать под стражу, и определил ему домашний арест, что является совершенно неадекватным решением, на наш взгляд, и, кстати, по мнению российских коллег тоже. Так что на следующей неделе состоится очередная встреча механизма, который создан для урегулирования инцидентов, и я думаю, что там этот вопрос будет еще раз предметно рассмотрен при участии представителей абхазских де-факто властей.
Кети Бочоришвили: В чисто профильных вопросах, какой был толк в сегодняшних ваших переговорах?
Зураб Абашидзе: Мы рассмотрели вопросы по нашей повестке дня. Это вопросы торговли, которые за первые пять-шесть месяцев имеют положительную динамику роста – растет и экспорт, и импорт в Грузию. Очень хороший рост по части российского туризма – около 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Мы в этом заинтересованы и всячески способствуем дальнейшему росту туризма в целом и приезду российских туристов. Об этом мы говорили, а также о том, что можем мы еще сделать по части авиационного сообщения, транспортных коммуникаций.
Кети Бочоришвили: Там есть новость?
Зураб Абашидзе: Чисто технического характера. По части торговли особых проблем у нас нет – экспорт растет, и мы надеемся, что и дальше будет такая динамика. Хорошая новость в отношении наших граждан, которые осуждены за шпионаж в России и были освобождены за этот период – вначале три человека, потом еще три месяц назад, а сейчас еще один гражданин Грузии буквально завтра вернется в Тбилиси. Так что была неплохая информация. Мы провели большую работу по этой части – очень кропотливую, большую работу, без ажиотажа, без шоу и рекламы, и я думаю, что нам удастся вообще эту тему закрыть.
Кети Бочоришвили: Еще остаются люди?
Зураб Абашидзе: Да, еще несколько человек остаются.