Сегодня состоялось заседание кабинета министров Абхазии. Из включенных в повестку дня 17 вопросов наибольшее мое внимание привлекли следующие.
Вице-премьер правительства Дмитрий Сериков в своем докладе предложил внести изменения в постановление кабмина «О ставках вывозных таможенных пошлин». Конкретно речь шла о лесном орехе. Он сказал:
«Предлагается с текущего момента снизить уровень таможенной пошлины на вывоз ореха в скорлупе с 25 до 10 рублей, очищенного от скорлупы с 35 до 15 рублей за килограмм. Данные изменения связаны с тем, что на мировом рынке стоимость ореха упала. Помимо этого, всем известно, что орех является сезонным товаром, сбор урожая происходит с конца августа до конца года. Соответственно, за время его хранения происходят определенные процессы, в результате которых уменьшается его вес. Данное постановление предлагается ввести временно, сроком до 31 августа. Установление временных рамок связано с тем, чтобы отслеживать ситуацию на рынке и в конце августа вернуться к вопросу заново. Потому что, по прогнозам аналитиков рынка, в этом году урожай ореха в Турции будет на 30-40% ниже, чем в предыдущий год, что может привести к резкому росту цен на этот товар».
Однако в абхазском обществе, предвижу, будет несколько иная трактовка причин снижения таможенных пошлин на вывоз ореха-фундука. Когда прошлой осенью в рамках усилий правительства по пополнению доходной части бюджета «за счет собственных средств» эти пошлины были введены (до этого их не существовало), раздалось много протестов, обвинений, что правители «залезли в карман крестьянину», и прогнозов, что орехи, которые не являются скоропортящимся товаром, припрячут и будут вывозить контрабандно. Прогнозы, к сожалению, оправдались. И хотя зимой продолжали звучать бодрые заявления, что сезон вывоза орехов длинный и еще «не вечер», сумма, поступившая в казну, с тех пор практически не изменилась.
В ходе сегодняшнего обсуждения проекта постановления премьер-министр РА Артур Миквабия был вынужден признать:
«Есть огромное выпадение по экспортному НДС на орех. В казну поступило всего 30-40 миллионов вместо запланированных 200 миллионов рублей».
Так что если прошлой осенью некоторые предрекали Абхазии «ореховую революцию», то сегодняшнее постановление можно назвать «ореховой амнистией» – в расчете на то, что сохранившиеся, вероятно, остатки орехов повезут-таки легально. Артур Миквабия отметил важность контроля экспорта ореха на границе по реке Ингур:
«Рокадная дорога сделана. И необходимо оставить два КПП, где можно будет перевозить товары. Раньше мы не могли этого сделать, поскольку в бездорожье невозможно было с нижней зоны добраться до верхней. Сейчас нужно усилить контроль, чтобы ни орехи, ни фрукты незаконно не пересекали границу. Это очень важная задача! Причем, по имеющимся у нас сведениям, в трех восточных районах республики было выращено от 10 до 15 тысяч тонн ореха».
В качестве подтверждения контрабанды ореха на восточной границе Миквабия напомнил о произошедшем в прошлом году бандитском убийстве начальника таможенного управления «Гал» Беслана Маландзия.
Довольно оживленную дискуссию вызвал представленный начальником госуправления энергетики и транспорта Зурабом Хаджимба проект постановления об утверждении максимальных тарифов по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Хаджимба сообщил:
«Проезд пассажиров на внутригородских, междугородних и пригородных маршрутах в автобусах будет стоить рубль 62 копейки за километр, стоил рубль тридцать. В микроавтобусах – рубль 80 пассажиро-километр, было рубль 49 копеек. Проезд пассажиров на легковых такси – 12 рублей за километр, как и раньше было».
Затем между премьером, Зурабом Хаджимба, Дмитрием Сериковым и первым вице-премьером Шамилем Адзынба состоялся такой обмен репликами:
А. Миквабия: А если мы отпустим цены на такси? Что будет?
З. Хаджимба: Будет недовольство людей, злоупотребление со стороны перевозчиков.
А. Миквабия: Какое злоупотребление? Как цены поднимутся, скажите. У нас рынок конкурентный?
Д. Сериков: Сколько сейчас стоит доехать на такси из Сухума до Адлерского аэропорта? Мне подсказывают: три тысячи рублей, до четырех даже. А это и так намного больше, чем по тарифам. Дешевле никто не повезет.
Ш. Адзынба: Я думаю, что, если мы цены отпустим, до аэропорта восемь тысяч стоить не будет. Это все-таки рынок, спрос – предложение. 3 тысячи, 3,5, до 4 это стоит.
Цены в таксомоторном транспорте после обсуждения было решено перестать регулировать. Министр экономики Адгур Ардзинба сказал, что «закон дает право регулировать и дает право не регулировать цены», а Дмитрий Сериков подчеркнул, что такси не является социально значимой услугой.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия