Accessibility links

Дом за закрытой границей


С осени прошлого года выходцев из осетинских сел Кобинской котловины и Трусовского ущелья опять перестали пропускать на территорию Грузии
С осени прошлого года выходцев из осетинских сел Кобинской котловины и Трусовского ущелья опять перестали пропускать на территорию Грузии

Жизнь осетинского населения Казбегского района Грузии вновь осложнилась из-за очередных запретительных мер правительства Грузии, ограничивающих доступ осетинам в свои дома. Жители селения Коб и Трусовского ущелья, постоянно проживавшие в этих краях до 2006 года, лишены права посещать свои домовладения. Без объяснения причин грузинские пограничники отказываются пропускать этнических осетин в родные дома.

В Казбегском районе, граничащем с североосетинским участком российско-грузинской границы, расположено около 30 осетинских селений. Многие жители Коба после отмены виз в 2010 году могли беспрепятственно приезжать в свои дома, однако в последние годы ситуация резко изменилась и въезд стали ограничивать. С осени прошлого года выходцев из осетинских сел Кобинской котловины и Трусовского ущелья опять перестали пропускать на территорию Грузии.

По словам моих собеседников, грузинские власти закрыли въезд без объяснения причин, даже тем людям, кто не выступал с политическими лозунгами и до недавнего времени не имел проблем с правоохранительными органами Грузии.

Дом за закрытой границей
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:48 0:00
Скачать

Люди надеются вернуться, поэтому неохотно общаются с прессой. Кобинцы думают, что если воздержатся от комментариев в СМИ, грузинские власти пересмотрят свою политику. Отказались от общения под запись многие из моих собеседников, они подчеркивают, что всегда жили с грузинами в мире и согласии и хотели бы возобновить прежние отношения. Подчеркивали, что не выступают с какими-либо территориальными претензиями и не посягают на территориальную целостность Грузии, поэтому считают справедливым, если официальный Тбилиси снимет ограничения на въезд осетинам Казбегского района. Однако ситуация, наоборот, ухудшается: местные власти отказывают людям в регистрации недвижимости, лишая прав на имущество.

Проживавшие в Казбегском районе Грузии осетины и грузины-мохевцы экономически были интегрированы в Северную Осетию. После того как в 2006 году была закрыта граница между Россией и Грузией, осетины и грузины-мохевцы, проживавшие на два региона – российскую Северную Осетию и Казбегский район Грузии – оказались в замкнутом круге. Люди имели жилье и во Владикавказе, где проживали в основном зимой, и в Казбегском районе, где занимались скотоводством и земледелием. Дорога в Грузию была им закрыта, а их дома пришли в упадок, жизнь в этих селах прервалась. Жилплощадь оформлялась на имя главы семейства, у осетин это всегда отец или дед. Многих из них уже нет в живых, домовладения необходимо переоформлять, но их наследники не могут вступить в права наследства, поскольку в муниципалитете Казбегского района их не регистрируют.

У Аслана Бицоева в Кобе дом и приусадебный участок. По его словам, он часто приезжал из Владикавказа в Коб и никогда не нарушал грузинские законы.

Рассказывает Аслан Бицоев: «В Казбегском районе как только человек начинает оформлять свой дом, что не противоречит грузинскому законодательству, начинается катастрофа, после этого въезд на территорию Грузии этому человеку запрещают. Как говорят пограничники, «аннулируют въезд». При этом они не говорят, что запрещают въезд, а используют такую формулировку: «аннулирован въезд на территорию Грузии». С сентября месяца 2015 года меня не пускают на территорию Грузии. Я их спрашиваю, что это означает и почему меня не пускают, мне отвечают, что «мы сами не знаем». Они куда-то кому то звонят, и им отвечают: «этого человека не запускать». От кого это зависит, мне не говорят».

После того как Бицоева развернули на КПП «Дариали», он через некоторое время официально поменял фамилию и только так смог проехать к себе домой весной этого года.

Продолжает Аслан Бицоев: «18 мая этого года я свободно пересек границу и находился дома, выкопал огород, посадил картошку, соток десять. Через какое-то время ко мне приехали мужчины в камуфляже, представились сотрудниками миграционной службы и вывезли за пределы Грузии. Мне угрожали и хотели доставить в Тбилиси. Потом я смог поговорить с ними, и мы пришли к решению, что я привезу им официальный документ, что я на законных основаниях сменил фамилию, и после предоставления такой бумаги они дадут мне возможность приезжать к себе домой в Коб. 17 июля, позавчера, я поехал, но меня на грузинской границе развернули обратно. На мои звонки они не ответили. Они меня обманули, я им поверил. Из кобинцев в селе вообще никого не осталось, село опустело, а нас не желают там видеть. Потому что грузинская сторона, видимо, заинтересована в том, чтобы эти территории опустели. Они мне даже угрожали, что посадят в тюрьму, и я сказал: «сажайте, попробуйте». Они сами не знают, за что меня привлечь, им нечего было мне ответить. Им нужна территория, а не люди».

Аслан Бицоев говорит, что недвижимость осетинского населения района может перейти в собственность муниципалитета Казбегского района, поскольку дома в течение десяти лет считаются нежилыми из-за создаваемых чиновниками барьеров.

О нарушениях своих прав выходцы из осетинских сел Казбегского района проинформировали Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Верховного комиссара ООН по правам человека, Европейскую комиссию за демократию через право, Комиссара Совета Европы по правам человека. Неоднократно обращались и в представительство МИДа России в Северной Осетии.

Говорит исполняющий обязанности представителя МИДа РФ во Владикавказе Багир Мамиев:

«МИДу РФ знакома это проблема. Запрет на въезд происходит в последние несколько лет, в последнее время это приобрело такую тенденцию, как поголовный запрет всем людям, у которых там есть имущество. Этот вопрос обсуждается на уровне МИДов России и Грузии в двух форматах – Женевских дискуссиях и в формате встреч замминистра МИДа РФ Григория Карасина – спецпредставителя президента Грузии Зураба Абашидзе. Грузинской стороне наша обеспокоенность передана, и вопрос взят ими на контроль, но пока мы получаем ответ, что пускать или не пускать на территорию Грузии – это право суверенного государства. И если на каких-то людей наложен запрет на въезд, – это связано с национальной безопасностью Грузии. Поэтому, к сожалению, вопрос пока не решается. Но мы собираемся продолжать заниматься этим вопросом и через Швейцарскую конфедерацию будем обращаться к Грузии с просьбой рассмотреть этот вопрос, потому что здесь уже происходит нарушение прав человека, в частности, основополагающего права на доступ к своему жилищу».

Багир Мамиев подчеркнул, что Россия и уроженцы осетинских сел Казбегского района не оспаривают территориальную целостность Грузии.

«И еще раз подчеркиваю: здесь речь не идет о каких-то территориальных претензиях и никто не оспаривает территориальную целостность Грузии. РФ и жителями этого района, у которых возникла эта проблема, признается исключительно как территория Грузии, и никем это оспариваться не собирается. Единственной целью их поездок туда является поддержание их родовых домов, откуда были вытеснены по каким-то субъективным и объективным причинам. Для каждого осетина это святое – могилы отцов и предков, и создается такое впечатление, что там хотят, чтобы все заросло бурьяном, а потом все это зачистить от присутствия осетин. Хотя это все подводится под постулат о безопасности Грузии. Работа нами будет продолжаться, и мы будем добиваться от грузинской стороны ответа по каждой из этих персон, в чем именно они считаются опасными для Грузии, почему нарушаются их права. Это нежелание присутствия в этом районе лиц осетинской национальности. Власти либо определенные силы добиваются того, чтобы осетины перестали туда приезжать, чтобы их села могли быть стерты с лица земли. Мы не хотим, чтобы так было. Мы считаем, что люди, которые не придерживаются агрессивных взглядов и не собираются вредить Грузии и даже не пытаются оспаривать право на эти земли, имеют право на доступ, как и во всем цивилизованном мире, к своим домам, могилам своих предков», – пояснил Багир Мамиев.

XS
SM
MD
LG