На 68-й встрече в селе Эргнети в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты вновь обсуждалась тема незаконных задержаний граждан Грузии. Одного из недавно задержанных власти самопровозглашенной республики Южная Осетия обвинили не только в незаконном пересечении де-факто границы, но и в диверсионной деятельности.
Освобождение жителя села Дисеви Георгия Гиунашвили – приоритетный вопрос для Тбилиси. На состоявшейся сегодня в Эргнети встрече в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты представители грузинской делегации заявили, что этот гражданин Грузии незаконно удерживается в Цхинвали.
Георгий Гиунашвили был задержан еще 8 июня по обвинению в незаконном пересечении де-факто границы. Но сейчас его освобождение под большим вопросом, т.к. теперь Гиунашвили подозревают в диверсионно-террористической деятельности на территории самопровозглашенной республики. Якобы он является членом так называемой группы самообороны, подконтрольной грузинским спецслужбам, и, в частности, участвовал в нападениях на югоосетинских военных в 2007 и 2008 годах. По словам главы югоосетинской делегации на переговорах Давида Санакоева, его вину еще должны доказать в суде, но Гиунашвили уже предъявлены обвинения:
«Гиунашвили сейчас находится в изоляторе временного содержания. Ему вынесена мера пресечения в виде содержания под стражей на два месяца. Одно из обвинений – незаконное пересечение государственной границы. И есть также предположительное отношение его к тем или иным преступлениям, совершенным ранее. Пока мы больше ничего сказать не можем, но состояние его здоровья не отличается от других граждан, находящихся в ИВС».
Родственники задержанного и представители Службы безопасности Грузии обвинения называют абсурдными. По словам брата – Реваза Гиунашвили, Георгий никогда не имел никакого отношения к военизированным структурам:
«То, что они говорят, – это абсурд. Мы обращались и к властям, и к представителям Красного Креста. Контакт с ним есть. Посредством записок. Но ничего особенного ему не дают написать. Так, два слова, что нормально себя чувствует».
Заместитель главы аналитического департамента Службы безопасности Грузии Давид Кобахидзе со своей стороны отметил, что грузинская сторона сделает все для его освобождения.
«Гиунашвили является незаконным заключенным, и пока он не будет освобожден, этот вопрос не снимется с повестки дня МПРИ и других форматов, в которых мы участвуем».
Обвинения в диверсионной деятельности в адрес граждан Грузии выдвигаются не впервые, отмечают эксперты. Однако в последние годы подобная практика сошла на нет. Раньше Цхинвали пытался обменивать проходящих по «диверсионным» делам на жителей Южной Осетии, обвиняемых в террористической деятельности на территории, подконтрольной официальному Тбилиси. Сегодня подобный сценарий вряд ли возможен, говорит глава Центра по правам человека Алеко Цкитишвили:
«В основном обвинения, выдвигаемые в адрес граждан Грузии, безосновательны. Это демонстрация силы. Таким образом они запугивают местное население. Что касается этого конкретного случая, трудно сказать, насколько обоснованы обвинения в диверсионной деятельности. Обычно людей обвиняют в незаконном пересечении так называемой границы. В период после войны (война августа 2008 г.) было что-то подобное, но за последние годы это что-то новое. Что касается возможного обмена, то, насколько я знаю, на сегодняшний день в грузинских изоляторах больше нет задержанных из Цхинвальского региона. Их обменяли по принципу «всех на всех».
Между тем статистика задержаний граждан Грузии на территориях, прилегающих к разделительным линиям, показывает некую положительную тенденцию. За прошедший месяц, по данным грузинской стороны, был незаконно задержан всего один человек, тогда как ранее месячная статистика арестов приближалась к трем десяткам. Сегодня Тбилиси требует освобождения четверых граждан Грузии, удерживаемых в цхинвальском изоляторе.
В целом Цхинвали не особо расположен к сотрудничеству. И не только с Тбилиси. Отказываются югоосетинские чиновники и содействовать представителям Международного уголовного суда в расследовании событий августовской войны 2008 года. Как заявили в правозащитной организации «Правовая инициатива по России», в Цхинвали не скрывают негативного отношения к расследованию. Де-факто власти отмечают, что оно «приобретает для Южной Осетии неприемлемый политический окрас». Впрочем, в чем именно заключается «неприемлемость», не уточняется.